Полный назад!

Как правильно двигаться задним ходом?

Как-то раз один начинающий водитель выезжал из автосервиса задним ходом по Г-образной траектории. В нужном месте водитель, начав поворот направо прямо в открытые ворота бокса, увидел, что путь свободен и ему ничего не мешает. Обрадовавшись, он слегка придавил педаль газа и тут же услышал звук удара. Что случилось, что могло помешать движению и стать причиной повреждения его автомобиля?

В данном случае проблема проста и закладывается ещё в автошколе. К сожалению, обучая курсантов движению задним ходом, мало кто из инструкторов подробно рассказывает, и тем более показывает, все особенности и опасности выполнения данного приёма. В результате молодые водители, а зачастую и водители со стажем, при движении задним ходом допускают глупейшие ошибки.

О способах движения задним ходом, о возможных ошибках, допускаемых водителями, расскажет эта статья. В конце я расскажу об одном, совсем не очевидном и редко кем используемом, но очень полезном применении аварийной сигнализации.

«Круууу-гом!»

Вспомните, чему вас учил инструктор в автошколе на занятии, посвященном движению задним ходом. Обычно, вам предлагают сесть, повернув корпус вправо. Положить правую руку на спинку пассажирского сиденья и глядя в заднее стекло контролировать движения автомобиля.

Всё так. И этот приём нельзя назвать неправильным. Однако инструкторы редко упоминают о том, что при выполнении этого приёма водителю становится весьма неудобно, а порой и трудно контролировать некоторые части своего авто.

У большинства современных автомобилей имеется так называемый «передний свес» — то есть часть кузова от начала переднего бампера до начала переднего колеса. В этом свесе как раз и кроется основная причина повреждения автомобиля при маневрировании задним ходом (см. рис. 1). Именно левый угол повредил начинающий водитель, о котором я рассказал в начале статьи.

передний свес, колеса, бампер, кузов автомобиля
Рис. 1. Передний свес и траектории движения крайних точек кузова и колёс автомобиля

Он двигался так, как его научили в автошколе. То есть смотрел назад и контролировал ситуацию перед багажником своей машины. Но он не мог видеть того, что происходит спереди! Поэтому и прозевал наезд левым передним крылом на другой автомобиль (см. рис. 1).

Недостатки классического приёма движения задним ходом:

  • Водитель не видит, а стало быть не контролирует передние углы кузова своего автомобиля
  • Руление производится одной рукой, что не очень удобно, если водитель специально не обучался этому приёму работы с рулём
  • Сидеть вполоборота неудобно
  • Если водитель захочет посмотреть, что делается с передней частью кузова, ему придётся вертеть головой, отвлекаясь от задней части кузова
  • Нижние срезы заднего и боковых окон мешают видеть ситуацию непосредственно у задних колёс.

Достоинства:

  • Этот приём проще в освоении
  • Легче ориентироваться в пространстве на первых порах.

Обзор 360 градусов!

Есть ли решение, позволяющее уберечь себя от вышеперечисленных проблем? Конечно, есть. Решение это называется «движение по зеркалам».

К большому сожалению, редкие инструкторы в редких автошколах рассказывают про такой способ управления автомобилем. И ещё реже пытаются научить ему своих курсантов, не желая с ними возиться. Да и многие водители, особенно начинающие, как огня боятся сдавать задним ходом по зеркалам. А жаль. Ничего сложного в этом приёме нет, а его достоинства с лихвой перекрывают его мнимую сложность.

Достоинства движения задним ходом по зеркалам:

  • Водитель контролирует ситуацию вокруг своего автомобиля на все 360 градусов!
    • Передний свес, передние углы кузова – непосредственно через лобовое и боковые передние стёкла
    • Заднюю «полусферу» — по внутрисалонному, а так же правому и левому наружным зеркалам
  • Через правильно настроенные боковые зеркала водитель может наблюдать за ситуацией непосредственно перед задними колёсами, а так же боковые интервалы до препятствий
  • Водитель сидит в естественной позе, ему не нужно крутить головой. Достаточно только переводить взгляд. При этом он одновременно контролирует всю обстановку вокруг автомобиля
  • Водитель управляет автомобилем обеими руками

Недостатки:

  • Приём кажется немного более сложным в освоении ввиду некоторой непривычности
  • Нужно учитывать то, что зеркала искажают реальную дистанцию до препятствий.

Всякому овощу своё время!

Точнее, каждому приёму своё применение. Как видите, каждый приём управления движением задним ходом имеет свои достоинства и недостатки. Было бы неправильным советовать вам использовать только один приём и забыть о другом. Для каждого из них есть своя сфера применения в различных дорожных ситуациях.

Классический приём – вполоборота стоит применять при движении, в основном по прямолинейной траектории на относительно большие дистанции. Например, если вы проскочили нужный поворот, а развернуться возможности нет (см. рис. 2).

задний ход, движение задним ходом, сдавать задом, ехать задним ходом
Рис. 2. По прямой лучше двигаться повернувшись назад

Двигаться по зеркалам безопаснее и удобнее при сложном маневрировании в окружении других автомобилей, ограждений и прочих препятствий (см. рис. 3).

зеркало заднего вида, зеркала, маневрирование задним ходом
Рис. 3. Маневрировать лучше по зеркалам

В реальной жизни возможны любые комбинации данных приёмов. Например, проехав въезд на стоянку, вы сначала возвращаетесь, используя классический приём. А затем, маневрируете по стоянке по зеркалам. И не забывайте о том, что обычно зеркала современных автомобилей несколько искажают расстояния до препятствий. Поэтому не стесняйтесь поворачивать голову для оценки реальных расстояний.

Не правы те, кто считает, что научиться движению по зеркалам сложно. Вовсе нет. Это только кажется. Достаточно попрактиковаться где-нибудь на открытой площадке минут 30, и вы надёжно освоите этот приём на всю жизнь.

«Аварийка» как бонус

Хоть об этом и не написано в седьмой главе ПДД, но я настоятельно рекомендую при маневрировании задним ходом всегда, в любое время суток и при любой погоде, включать аварийную сигнализацию. Это не сложно, но очень важно загодя дать знать другим водителям, что вы совершаете не совсем стандартные действия. Это довольно обычный приём для любого грамотного водителя.

Но есть и ещё одно не совсем обычное и редко используемое водителями применение аварийной сигнализации. Довольно часто в темное время суток, особенно в дождливые, хмурые ноябрьские ночи водителям приходится выполнять сложные маневры задним ходом в стеснённых условиях неосвещённых автостоянок и дворов. Включенный фонарь заднего хода обычно один, светит он только назад и довольно тускло.

Тут-то и выручит включённая «аварийка»! Кажется, что света она много не даст. Но практика показывает, что блики на окружающих автомобилях и препятствиях от мигающей аварийки в кромешной темноте очень помогают водителю. К тому же этот свет освещает обстановку вокруг вашего автомобиля на 360 градусов. Согласитесь, это очень полезно в реальной обстановке!


«Узелки» на память:

  • Вполоборота едем по прямой
  • По зеркалам маневрируем
  • Крутить головой полезно
  • Аварийка помогает избежать аварии

Text.ru - 100.00%

Расскажи друзьям

Вам может пригодиться:

комментарии

  1. Спасибо за идею с аварийкеами!
    Я было хотел ставить второй мощный фонарь заднего ходя.
    С аварийками итак все хорошо видно.

    1. Всегда пожалуйста!
      Кстати, у меня была такая же мысль — поставить дополнительный фонарь заднего ходя.
      благо специальная секция в задних фонарях была.
      Но попробовал как-то аварийки включить и обнаружил неожиданный эффект — они здорово помогают двигаться задним ходом в узких извилистых «коридорах» дворов и автостоянок, забитых машинами и препятствиями.

  2. Я никак не могу научиться задом ездить. Вечная проблема у меня в этом. Может посоветуете как перебороть страх и научиться?

    1. Потому как волшебной таблетки не существует, то перебороть страх и научиться можно только одним способом — тренировкой!
      Найдите площадку, расставьте препятствия, которые заметны с водительского места и тренируйтесь.
      Чтобы не повредить машину о препятствия можете их сделать безопасными.
      Возьмите большие ( 1.5 л. и более) пластиковые бутыли из под воды, пива, напитков. Насыпьте в них песка или мелкого гравия. Воткните рейки или прямые ветки — вот вам и безопасные препятствия. Тренируйтесь среди них ездить задом, постепенно сужая «коридор» из препятствий.
      В принципе, можно за день научиться виртуозно ездить задом.
      Удачи!

    1. Понимаю. Вы опытный, всё знающий ас-водитель. Всё, что написано в Блоге вообще и в статье в частности для вас давно известно.
      К сожалению, по дорогам ездят не только такие асы как вы.
      Очень много водителей не имеют даже элементарных знаний и навыков.
      Этот Блог и статьи в нём для них, для тех из них, кто хочет узнать и научиться.
      Всё просто!

  3. До сих пор сдаю назад как в автошколе научили инструктор. то есть обернувшись. по зеркалам не умею и учиться не хочу. нафик лишняя боль на голову

    1. Ничего хорошего в этом не вижу. Водитель должен учиться новому. Хотя бы самым простым приёмам. А будет желание и до более сложных дойдёт.

  4. Не вижу никаких сложностей научиться ездить задним ходом и с помощью зеркал и обернувшись назад

    1. Сложности как раз и кроются в «научиться».
      Когда научишься — сложности исчезнут.

  5. Ерунду пишешь. Что может уметь чайник после автошколы. Он вперед ездить не умеет. Ты ему про задних ход лепишь. Вообще как удобнее так и надо ехать.

    1. 1. Каждый волен сюда заходить и читать. Никто никому руки не выкручивает.
      2. Для того и пишу, чтобы те, кому интересно и кто читает узнавали что-нибудь новое. Причём не только выпускники автошкол. Масса людей с опытом, которые неуверенно себя чувствуют при движении задним ходом. Дай им задом проехать извилистую трассу — посбивают половину конусов.
      3. Точнее, как лучше умеешь. Но стоит изучать и другие приёмы вождения. Кроме пользы ничего не будет!

  6. если у водятла проблемы с вестибуляркой и пронстранственным ориентацией сколько таокого не учи бесполезно

    1. Даже обезьян и медведей учат на мотоциклах кататься.
      Так что и задним ходом двигаться можно научить всех. Кроме слепых, конечно.
      Просто нужно уметь учить. А не так, как в наших автошколах «взлёт-посадка» и свободен!

  7. Для меня тоже задний ход часто проблема. Муж достал своим нытьем. Лучше бы инструктора нанял!

    1. Возьмите и сами найдите. Мужья они ведь такие — не сдвинешь. Сами знаете. )))
      «Если гора не идет к Магомету, тогда Магомет идёт к горе»

  8. Интересный вариант с аварийкой. Никогда не думал, что от нее такая польза может быть. Беру на вооружение

    1. Да, это весьма полезный в темноте приём. Если самому не попробовать, то кажется, что ерунда.
      На самом деле эффект очень хороший.

  9. Я тоже всегда по зеркалам паркуюсь. Даже не умею ездить вполобернувшись назад

  10. научите как научиться чтобы не боятся ехать задом? я прямо в ступор впадаю когда заднюю включаю. ничего понять не могу куда руль крутить как ехать. помогите!

  11. Для многих девушек движение задним ходом действительно проблема. Меня это не удивляет.
    Удивляют парни, которые тоже не умеют делать такой простой прием.

  12. Осуществляя манёвры при движении задним ходом, необходимо учитывать тот нюанс, что переднюю часть машины выносит в сторону. То есть если повернуть направо — переднее крыло будет смещаться влево, и наоборот. Поэтому при маневрировании очень важно следить за тем, чтобы смещающаяся часть не задевала соседние транспортные средства или другие препятствия.

  13. я согласен с тобой. кто не умеет сдавать задом должен учится. я все равно беде ездить с поворотом. я так привые и все

    1. Если вам так удобнее и вы хорошо владеете этим приёмом, то лучше так и поступать в дальнейшем.
      Хотя учиться новому всегда полезно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*