Парадоксально, но факт!

Оригинальный способ экономии топлива

Лет двадцать назад в газете «Авторевю» я прочитал статью Александра Дивакова с рассказом о необычном и, на первый взгляд, парадоксальном способе экономии топлива. Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами метод Дивакова и результаты моих собственных экспериментов на эту тему. Тем более, что зимой благодаря зимней резине, погодным и дорожным условиям средний расход топлива заметно увеличивается и вопросы экономии горючего становятся более актуальными.

 

Традиционный способ экономии топлива

Если почитать в интернете или в специализированной прессе, то легко можно найти основные, традиционные правила экономичной езды на автомобиле. Они обычно сводятся к таким этапам как:

  • плавный разгон
  • более раннее переключение на повышенные передачи
  • избегание резких разгонов
  • исключение торможений и остановок.

Если выразить одной фразой: «Экономичной езде противопоказана резкая, агрессивная езда».

Всё это верно и такой метод достаточно эффективен. Хотя он имеет множество своих недостатков. Например, не у каждого водителя хватит нервов и терпения плестись в потоке с «экономичной скоростью», пропуская всех вперёд себя и собирая брызги и грязь от них на остекление своего автомобиля. Часто сама дорожная обстановка делает такую езду небезопасной или невозможной.

Разве можно экономить по другому?

Да, оказывается можно. И, что самое удивительное, можно экономить, поступая практически противоположно устоявшимся рекомендациям! Вкратце способ экономии топлива по методу Александра Дивакова можно описать так.

Как это делается?

  1. Трогаясь на первой передаче, максимально интенсивно нажимаем на педаль газа, «выкручиваем двигатель» до 3500 — 4000 об/мин. для скорейшего набора скорости
  2. Затем быстро вторая
  3. За ней третья
  4. И сразу пятая на скорости примерно 65…70 км/час (при ограничении на данном участке 60 км/час, например). На участках с ограничением 40 км/час. режим «1 — 2 — 4 на 45 км/час».

Вы скажете, что «максимально интенсивный разгон» — это самое плохое, что можно делать для экономии топлива. Да, на данном отрезке времени расход зашкалит. Но, давайте рассмотрим условия, при которых достигается максимально экономичная езда.

Считается, что эффективнее всего двигатель тратит топливо при равномерной работе в диапазоне примерно 2000 – 2500 об/мин. То есть, для того, чтобы тратить меньше топлива, нужно как можно дольше равномерно двигаться в этом диапазоне оборотов и как можно меньше времени затратить на разгон.

Таким образом, задача сводится к тому, чтобы как можно быстрее разогнаться и вывести автомобиль на экономичный режим движения. А как добиться наибыстрейшего вывода автомобиля в этот режим? Правильно, максимально коротким и быстрым разгоном! Вот вкратце суть способа экономичной езды Александра Дивакова.

Мои эксперименты

Когда я прочитал статью Дивакова, я решил попробовать его способ. Возможность поэкспериментировать на себе и своём автомобиле у меня появилась с приобретением MAZDA6 с двигателем 1,8 л. и мощностью 120 л.с. У неё были соответствующие режимы бортового компьютера и круиз-контроль с возможностью управления кнопками на руле.

Очень важно, что параметры двигателя позволяли вполне уверенно ускоряться на пятой передаче со скорости около 60 км/ч. и потихоньку, но всё же ускоряться даже со скорости 40 км/ч. на той же пятой передаче. То есть всё, что необходимо для моих экспериментов.

Как я стал ездить?

  1. Со светофора на первой передаче педаль «в пол»
  2. Сразу вторая
  3. Затем третья
  4. по достижении скорости 60 км/час, пятая
  5. круиз-контроль на скорости примерно 65 км/час.

То есть, минуя четвёртую, а иногда ещё и третью передачи. В результате разгон до крейсерской скорости составлял буквально секунды, а время равномерного движения в экономичном режиме увеличивалось на минуты, сэкономленные при разгоне.

 

Ещё одним плюсом являлось то, что обычно при таком разгоне я оказывался далеко впереди основного потока, что защищало от брызг и грязи, и давало мне свободу маневра и перестроения.

Кроме того я получал ничем не закрытый обзор ситуации на следующем светофоре. Таким образом было легче прогнозировать своё дальнейшее движение. Увидев, что творится впереди, я мог решить, что мне лучше сделать. Или сбросить скорость и не спеша докатившись до следующего перекрёстка проехать его без остановки под загоревшийся «зелёный». Или, наоборот, увеличив скорость, проехать его под ещё горящий «зелёный».

Особенно хорошо использовать такой прогноз на хорошо знакомых перекрестках, когда знаешь промежутки включения зеленого света на всех светофорах по пути движения. Можно двигаться по всему маршруту используя так называемую «зелёную волну», избегая главных врагов экономии топлива – остановок, троганий и разгонов.

Теперь немного о круиз-контроле и о том, зачем мне необходимо было управление им кнопками на руле. Дело в том, что круиз-контроль запрограммирован на максимально экономичный режим движения на заданной водителем скорости. При необходимости, он может экономично ускорять автомобиль. Кнопки на руле у Mazda6 позволяли за одно нажатие плавно увеличивать или уменьшать скорость примерно на 1,5 км/час.

Таким образом, даже не касаясь педали газа, я мог экономично ускоряться или замедляться. Например, готовясь без остановки проехать следующий перекрёсток на зелёный свет светофора.

Несколько замечаний

Конечно, способ Дивакова многим может показаться весьма спорным. И, даже, абсолютно неверным. Более того, соглашусь с теми, кто живёт и ездит в больших, старых городах, где расстояние между светофорами очень маленькое, а автомобилей очень много. Там ехать длительное время на пятой передаче, да еще на скорости 65 км/час с включённым круиз-контролем просто невозможно. Да, это так.

Но в России достаточно городов и, даже районов с новой современной застройкой в городах, где на проспектах и больших улицах такой способ движения вполне возможен. Например, в таких как Набережные Челны, на основных проспектах, благодаря подземным переходам и мостовым развязкам, двигаться в режиме «пятая передача + круиз-контроль на 65 км/час.» можно пять и, даже более минут! В таких условиях метод Дивакова себя оправдывает.

Результаты моих экспериментов

По результатам замеров на Mazda6, средняя экономия в городе у меня получалась от двух до трех литров по сравнению с обычным режимом движения (около 12 л. на сотню зимой). Согласитесь, экономия бензина два-три литра весьма достойный результат.

Возможно, у вас есть иное мнение, возражения и доводы. Расскажите о них в комментариях. Давайте рассмотрим и обсудим все аспекты метода Дивакова. Думаю, это будет интересно всем посетителям Блога умных водителей. 

TEXT.RU - 100.00%    Защищено от копирования Copyscape

Расскажи друзьям

Вам может пригодиться:

Есть мнение:

  1. П можете ссылку на ту статью дать? Интересно прочитать самому. Может вы что-то не поняли?

    1. Сходите сами на сайт «Авторевю» и поищите в архиве.
      Или напишите там же самому Дивакову.
      Лично я всё понял. Хотя бы потому, что мы в форуме «Авторевю» и «За рулём» тогда активно эту статью обсуждали и «сломали много копий».

  2. Не поверил ни единому слову.
    Вначале.
    Потом попробовал. У меня стоит хороший бортовой компьютер.
    Даже лучше чем у вас экономия получилась.
    Где то 2.2 — 2.7 л/100
    Удивлен

    1. Я сам вначале не поверил. Рад, что у вас эффект даже лучше, чем у меня получился. 🙂

  3. Мне тоже как то не верится.Думаю нужно хорошо посчитать все минусы и плюсы от такой «экономии». Ну там износ резины, трансмиссии, мотора и другое. А потом уж судить стоит ли выделки эта овчина

    1. Вы, почему-то, ориентируетесь на максимальные режимы работы системы при разгоне по этой методике.
      На самом деле вовсе не обязательно каждый раз доводить всё до предела.
      А в режиме 70% примерно всё вполне реально и износа особого нет.

  4. Ну раз такое дело, то тогда в двух словах, для полноты картины.
    При разгоне нажимать 75-80% педаль газа/т.е. открытие самой дроссельной заслонки. Но это вовсе не означает бешеное ускорение как многие путают при этом. Таким образом снижается насосные потери двс итд. У дизелей её нет поэтому там пофигу как жать.
    Эффективность и снижение потребления топлива достигается при 1800-3200 оборотах с открытой педалью 75-80%. Касается всех передач. НО, на первой и второй можно не загоняться следя за оборотами. При последующих передачах, следить что бы обороты были не ниже порядка 1800 при переключении, иначе риск детонаций.
    Всё что позволяет держать дроссель открытым и обороты ниже — снижение потребления.
    Остальное всё тоже. Ну плюс больше катиться на передаче перекрывая подачу совсем.
    Перейдя, перепрыгнув через передачи, использовать их только для поддержания скорости, добавляя порциями подачу топлива, короче ехать как обычно для экономии без заморочек с открытием дросселя. Тут наоборот чем больше прокат на передаче без газа тем лучше. И не в коем случаи не ехать на высших внатяг. Следует переключать на низ для ускорения обязательно.

      1. И если ещё проще, то вот:
        Трогаемся как етсь, не в пол, просто как обычно на первой до 2700-3000
        вторая и в пол, (т.е.80% дросселя) переключаем буквально через 200об на 3ую
        третья и снова в пол, снова буквально 200-300об на 3ей и 4ая
        на четвертой уже по обстоятельствам, или уже тошним поглаживая, или тоже самое 300об диапазон с открытым дроселем и высшая

        1. Про педали и заслонку это понятно.
          Хотелось бы узнать Ваше мнение о методе Дивакова.

  5. А я проверил после прочтения этой статьи. Неделю проверял. На ФФ 3 эффект заметен. Точно в литрах на сотню не скажу. Примерно литр или полтора точно есть. Только очень утомительно для меня все время на пределе разгоняться. Я не люблю резкую езду. Решил для себя что буду экономить постаринке.

    1. Конечно, каждый должен выбирать ту манеру езды, при которой он чувствует себя наиболее хорошо.
      Это, в конце концов, залог безопасности.
      А безопасность важнее экономии!

  6. Мужу надо рассказать. Он у меня чекнулся на экономии

    1. Согласен, всё хорошо в меру.
      Надеюсь, он экономит на подарок Вам на 8 марта!

  7. Может топливо так можно экономить. Но вся экономия уйдет на повышенный ремонт коробки. Ты об этом думать не пытался? )))

    1. Это первое о чём я думал.
      Подумал так же и о том, что сдуру можно много чего сломать. В том числе и КПП.
      Всё нужно делать с умом. Даже разгоняться «в пол».
      Если это делать с умом, то никакого вреда КПП не будет.

  8. Действительно парадоксально. Проверить, конечно, можно. Но довольно сомнительно.

    1. Развеять сомнения можно только одним способом — попробовать.

    1. Вам ничто не мешает попробовать и убедиться или опровергнуть этот способ.

  9. Врете!!! Нас так не учили. Нас учили именно плавно ездить

    1. Не совсем понял, в чём Вы увидели ложь?
      В экспериментах Александра Дивакова или в моих?

      Никого так не учили. Меня тоже.
      Но кто говорит, что то, чему нас учат верно на 100%?

  10. Что-то сомневаюсь я в такой методике. Вы сколько раз проверяли ее?
    Можно ли так экономить на Приоре?

    1. На вопрос: «Сколько раз проверяли?» — ответить не могу.
      Я проверял и проверяю метод уже третий год.
      Сколько конкретно раз — не считал.

      Экономить на Приоре? А почему нет? Приора — такой же по принципу работы, конструирования и производства автомобиль, как и все остальные. Подчиняется тем же законам физики. Почему для неё этот метод не может быть применён?
      В ответ Граф Графов могу заметить, что за это время не заметил каких-либо неприятностей для моего авто.

      Удачи на дорогах!

  11. Присоединяюсь к вопросу о безопасности такого метода для автомобиля.
    Мне тоже очень сомнительно. Я бы не стал рисковать.

    1. Не рискуйте. Вас к этому никто ведь не принуждает.
      Тем более есть альтернативный метод экономии.
      Если вас волнует вопрос экономии топлива — используйте традиционный метод.
      Удачи на дорогах!

  12. В моем городе такое не получится. Негде разогнаться до пятой.

    1. Вы же не только в своём городе ездите.
      Думаю в Москву часто мотаетесь.
      Там, особенно на окраинах есть где до пятой разгоняться.
      Удачи на дорогах!

  13. Весьма любопытно. Если я попробую, вы можете гарантировать, что с машиной ничего не случится?

    1. Попробуйте.
      Гарантировать ничего, естесственно, не могу.
      Я не знаю вас, не знаю вашу манеру езды, не знаю ваш уровень подготовки, не знаю вашу машину.
      С моей машиной совершенно ничего не случается уже который год.

      Удачи на дорогах!

  14. Я тоже где то слышал про такое. Сам не пробовал конечно. Но хочу попробовать. Как вы думаете, у меня дизель тоже так может экономить? И еще волнует будет ли при этом повышенный износ шин или не критично?

    1. А вы попробуйте. Потом нам тут расскажете.
      Я, даже, ваш рассказ могу под вашим именем к статье прицепить в качестве дополнения.
      Кстати, Диваков проверял этот метод экономии именно на турбодизельном Фольксваген Гольф.

      Про шины. Если стартовать будете без пробуксовки, то не вижу причин для повышенного износа шин.

  15. Действительно парадоксально. Даже как то не верится.
    А где вы тестировали этот метод?
    Можно поконкретнее?

    1. В своем городе. В обычном режиме. Просто поменял обычный стиль на стиль Дивакова и потом отмечал разницу в показаниях маршрутного компьютера. Ничего не менял, кроме «разгон «в пол» + 5 передача + круиз-контроль на 65″. Результат — 9…10 л. вместо 12.

  16. както стремно все время тапку в пол на старте нажимать потом себя на 65 км сдерживать я если стартую всегда на нарушение разгоняюсь потом не могу себя стормознуть только гаишники могут )))

  17. Да ну. Не может быть чтобы это помогало экономить. Вы на разгоне всю экономию спалите. Не верю. Чушь все это.

    1. Тем не менее факты упрямая вещь. Мне тоже не очень верилось, пока сам не проверил на собственном автомобиле.

      1. Вы просто специально старались ехать экономно и на перекрёстках не останавливаться. Это ясно как божий день

        1. Я всегда стараюсь ездить не останавливаясь на перекрестках. Так что эту часть можно откинуть.
          А в остальном — быстрый разгон + 5-я + круиз-контроль кардинально отличаются от моего постоянного режима движения.
          Так что эксперимент был чист и объективен.

Комментирование закрыто