«Шипеть» будем? - Блог умных водителей

«Шипеть» будем?


С 8 декабря 2018 года постановлением Правительства РФ от 24 ноября
отменена обязанность водителей устанавливать на автомобили знак «Шипы»

Шипованная или нешипованная резина?

Пришла осень. Как всегда, ещё в сентябре в интернете закипели горячие споры на тему выбора зимних шин. Автомобильные издания начали публиковать очередные обзоры новинок зимней резины и результаты её тестов.


Свой ответ на вопрос: «Какую купить?» я высказал в статье: «Как разумно выбирать шины?» Советы, данные в той статье, актуальны для выбора любой резины, хоть зимней, хоть летней. Так что на теме выбора конкретной модели зимних шин я останавливаться не буду.

Что к чему липнет?

Сегодня я выскажусь по второму извечному вопросу: «Шипы или липучка?» Для начала замечу, что такой резины как «липучка» не существует. Хотя бы потому, что если резина будет липнуть к дорожному покрытию, автомобиль просто не тронется с места. А если и тронется, то двигатель и трансмиссия будут работать с огромной нагрузкой. Соответственно и расход топлива станет заоблачным.

Для эксперимента попробуйте приклеить ленту-скотч к полированной поверхности. Легко получилось? ДА! Теперь попробуйте отодрать её. Трудно? Вот по этой причине шины не должны липнуть к покрытию. Обеспечивать сцепление с дорожной поверхностью? ДА! Липнуть? Ни в коем случае!

летняя резина, летние шины, зимняя резина, зимние шины, зимняя нешипованная резина, зимние нешипованные покрышки, ламели, липучка
Летняя (1) резина — ламелей нет.  Зимняя (2) резина — ламели хорошо видны

Современная нешипованная резина действует по другому принципу. Правильно её называть «фрикционная» (от англ. friction — трение). Протектор зимней резины, в отличие от летней, изрезан множеством мелких, зигзагообразных ламелей, которые образуют большое количество кромок. Именно эти кромки цепляются за покрытие дороги, образуя тысячи «зацепок». Это значительно увеличивает сцепление на зимней трассе. На летней резине ламелей нет. Только водоотводящие канавки.

Нужны ли вам шипы?

Теперь непосредственно перейдём к вопросу: «Шипованная или нешипованная?» Когда мне говорят, что современному водителю в городах с их слякотными зимними проспектами шипы не нужны, я вспоминаю о парашюте. Военный пилот берёт его с собой в любой, даже самый простой полёт. И может за всю свою лётную жизнь ни разу его не использовать. Но тем не менее берёт его всегда!

С шипованной резиной ситуация даже более актуальная. Шипы бывают нужны гораздо чаще, чем парашют лётчику. Водитель, порой сам не замечает, как ежедневно они его выручают во многих ситуациях.

Если посмотреть на результаты тестов шипованной и нешипованной резины, то хорошо видно, что уступая зимней нешипованной резине на сухом и мокром асфальте, шипы выигрывают минимум на 25-30% при торможении на льду со скорости всего 30 км/час! А ведь это самые опасные зимние покрытия! Именно на них требуется этот самый «парашют».


Что такое 25% выигрыша, которые даёт вам «шиповка»? Даже на скорости всего 30 км/час это составит целых 4 метра запаса при торможении на льду! Скажете 4 метра это ерунда? Даже 1 см. может отделять вас от аварии. Или стукнете, или нет. Согласны? Так что 4 метра – это здорово! А если скорость не 30, а 60…80…100 км/час?

Где прячется «засада»?

Где может пригодиться этот «парашют» городскому водителю на залитых антигололёдной жидкостью городских проспектах? На удивление таких мест немало!

  • Мосты и эстакады
  • Вершины подъёмов
  • Низины
  • Наледи перед перекрёстками в зонах торможения
  • На окраинных, не поливаемых «гадостью» улицах и переулках

Очень неприятный сюрприз может преподнести наледь, спрятавшаяся под свежевыпавшим снегом, который ещё не успели убрать.

«Широка страна моя родная…»

Россия – страна огромная. В ней масса городов. Кроме больших, столичных, существуют тысячи маленьких, где улицы чистятся совершенно по-разному или не чистятся вовсе. Например, в моём городе убирают отлично. Но перед каждым перекрёстком в зоне торможения зимой всегда наледи. И бывают случаи, когда движущийся впереди автомобиль начинает непредсказуемое торможение, заставляя тормозить «в пол» и меня. Тут шипы и выручают!

Даже сугубо городской житель, всё равно хоть изредка, но выезжает из города по разным надобностям. А там дороги зимой совсем иные, и шипованная резина будет как раз очень кстати.

Россия расположена в разных климатических зонах. Одно дело дороги «южного берега Белого моря», совсем другое дороги «северного берега Чёрного моря». Понятно, что там и там следует подходить к выбору резины совершенно по-разному. Например, жителям курортных черноморских городов нет никакого смысла покупать на зиму «шиповку».

Поэтому пусть каждый из водителей подходит к решению выбора резины сам. Однако, надеюсь моё мнение будет вам полезно. И вы сделаете свой выбор не в пользу «шум шипов меня достаёт», а в пользу собственной безопасности.

P.S. Пара слов о всесезонной резине. До сих пор существуют водители-экономы,  поклонники «всесезонки». Им я хочу сказать следующее. Всесезонная резина это большой и плохой компромисс. Летом она работает хуже летней резины. Зимой хуже зимней. То есть «всесезонка» хуже всегда! Хорошо подумайте, стоит ли выбирать самый опасный вариант?


«Узелки» на память:

  • Выбирайте резину по тестам
  • «Липучки» не существует
  • Шипы ваш личный «парашют»
  • Шипы дают вам 25% форы
  • «Всесезонка» зло круглый год

TEXT.RU - 100.00%     Защищено от копирования Copyscape

You May Also Like

6 thoughts on “«Шипеть» будем?

    1. Не всё так однозначно! И в Москве, и в Питере есть улицы, где наледь имеется.
      К тому же, многие жители столиц периодически выезжают из города в провинцию, ездят по загородным трассам.
      А там шипы часто ой как нужны!

  1. Начинающему водителю, даже в мегаполисе, я бы все-таки посоветовал шиповку, да позлее (Michelin XIN2, Hakkapeliita 9). Пока не наработался навык чтения дорожного полотна, шанс поймать себя на том, что машина на липучке не хочет тормозить на непонятно откуда взявшемся укатанном льду и медленно ползет к чужому бамперу, велик. Да, липучка не шумит и лучше держит на асфальте, но здесь имеет смысл между управляемостью-и-комфортом или предсказуемостью выбрать предсказуемость, шиповка на любом покрытии держит «более-менее». Плюс, шиповка в начале сезона неплохо дисциплинирует — ещё на сухом асфальте становится понятно изменение характера машины. Да и «злые» шины позволят более уверенно выбираться из сугробов, не имея опыта. Да, удовольствия от вождения на злых шиповках никакого, но и вероятность критической ошибки намного меньше и «день жестянщика» отличается от обычного только более плавным торможением и более частыми взглядами в зеркало заднего вида. Освоившись на шипах, при условии, что дороги хорошо чистят, а гололедица — явление редкое, уже, возможно, имеет смысл переходить на липучку ради лучшей управляемости, особенно в межсезонье.

    Сам полтора года назад сел за руль как раз в предновогодние снегопады, правда имея за спиной 8 зимних велосезонов на шиповке (кстати, пара шипованных велопокрышек стоят как комплект приличных 15″ шипованных шин на авто, но служат всего 1,5-2 сезона) — тут все оказалось привычно: езда внатяг, работа тягой, чтение дорожного покрытия и торможение на льду были хорошо отработаны на куда более неустойчивом снаряде.

    1. Спасибо за мнение!

      Я тоже за шипы как своеобразный «парашют».
      На всякий случай, как говорится.
      А таких «всяких» зимой хватает.
      Особенно у новичков.

      Удачи!

  2. Ох зря послушался я вас и купил шиповку. За всю зиму не пригодились шипы.

    1. Откуда вы знаете — пригодились или нет?
      Обычно работу шипов водитель не ощущает.
      Они просто работают и всё. Тихо и незаметно делают своё дело…

      Могу подсказать косвенные признаки работы шипов:

        — Ездили по льду или в гололёд? Значит шипы работали.
        — Не попали в ДТП на скользкой дороге? Значит шипы сделали своё дело!

Добавить комментарий для Vek Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*