Движение задним ходом: 4 секрета - Блог умных водителей

Движение задним ходом: 4 секрета

Движение задним ходом: как правильно и как не правильно?

Движение задним ходом часто становится камнем преткновения для многих водителей. Для иллюстрации сказанного расскажу об одном случае, очевидцем которого мне случилось оказаться. Как-то раз один начинающий водитель выезжал из автосервиса задним ходом по Г-образной траектории. В нужном месте водитель, начав поворот направо прямо в открытые ворота бокса, увидел, что путь свободен и ему ничего не мешает. Обрадовавшись, он слегка придавил педаль газа и тут же услышал звук удара. Что случилось, что могло помешать движению и стать причиной повреждения его автомобиля?

В данном случае проблема проста и закладывается ещё в автошколе. К сожалению, обучая курсантов движению задним ходом, мало кто из инструкторов подробно рассказывает, и тем более показывает, все особенности и опасности выполнения данного приёма. В результате начинающие водители водители, а зачастую и водители со стажем, при движении задним ходом допускают глупейшие ошибки.

О способах движения задним ходом, о возможных ошибках, допускаемых водителями, расскажет эта статья. В конце я расскажу об одном, совсем не очевидном и редко кем используемом, но очень полезном применении аварийной сигнализации.

«Круууу-гом!»

Вспомните, чему вас учил инструктор в автошколе на занятии, посвященном движению задним ходом. Обычно, вам предлагают сесть, повернув корпус вправо. Положить правую руку на спинку пассажирского сиденья и глядя в заднее стекло контролировать движения автомобиля.

Всё так. И этот приём нельзя назвать неправильным. Однако инструкторы редко упоминают о том, что при выполнении этого приёма водителю становится весьма неудобно, а порой и трудно контролировать некоторые части своего авто.

У большинства современных автомобилей имеется так называемый «передний свес» — то есть часть кузова от начала переднего бампера до начала переднего колеса. В этом свесе как раз и кроется основная причина повреждения автомобиля при маневрировании задним ходом (см. рис. 1). Именно левый угол повредил начинающий водитель, о котором я рассказал в начале статьи.

передний свес, колеса, бампер, кузов автомобиля
Рис. 1. Передний свес и траектории движения крайних точек кузова и колёс автомобиля

Он двигался так, как его научили в автошколе. То есть смотрел назад и контролировал ситуацию перед багажником своей машины. Но он не мог видеть того, что происходит спереди! Поэтому и прозевал наезд левым передним крылом на другой автомобиль (см. рис. 1).

Недостатки классического приёма движения задним ходом:

  • Водитель не видит, а стало быть не контролирует передние углы кузова своего автомобиля
  • Руление производится одной рукой, что не очень удобно, если водитель специально не обучался этому приёму работы с рулём
  • Сидеть вполоборота неудобно
  • Если водитель захочет посмотреть, что делается с передней частью кузова, ему придётся вертеть головой, отвлекаясь от задней части кузова
  • Нижние срезы заднего и боковых окон мешают видеть ситуацию непосредственно у задних колёс.

Достоинства:

  • Этот приём проще в освоении
  • Легче ориентироваться в пространстве на первых порах.

Обзор 360 градусов!

Есть ли решение, позволяющее уберечь себя от вышеперечисленных проблем? Конечно, есть. Решение это называется «движение по зеркалам».

К большому сожалению, редкие инструкторы в редких автошколах рассказывают про такой способ управления автомобилем. И ещё реже пытаются научить ему своих курсантов, не желая с ними возиться. Да и многие водители, особенно начинающие, как огня боятся сдавать задним ходом по зеркалам. А жаль. Ничего сложного в этом приёме нет, а его достоинства с лихвой перекрывают его мнимую сложность.

Достоинства движения задним ходом по зеркалам:

  • Водитель контролирует ситуацию вокруг своего автомобиля на все 360 градусов!
    • Передний свес, передние углы кузова – непосредственно через лобовое и боковые передние стёкла
    • Заднюю «полусферу» — по внутрисалонному, а так же правому и левому наружным зеркалам
  • Через правильно настроенные боковые зеркала водитель может наблюдать за ситуацией непосредственно перед задними колёсами, а так же боковые интервалы до препятствий
  • Водитель сидит в естественной позе, ему не нужно крутить головой. Достаточно только переводить взгляд. При этом он одновременно контролирует всю обстановку вокруг автомобиля
  • Водитель управляет автомобилем обеими руками

Недостатки:

  • Приём кажется немного более сложным в освоении ввиду некоторой непривычности
  • Нужно учитывать то, что зеркала искажают реальную дистанцию до препятствий.

Всякому овощу своё время!

Точнее, каждому приёму своё применение. Как видите, каждый приём управления движением задним ходом имеет свои достоинства и недостатки. Было бы неправильным советовать вам использовать только один приём и забыть о другом. Для каждого из них есть своя сфера применения в различных дорожных ситуациях.

Классический приём – вполоборота стоит применять при движении, в основном по прямолинейной траектории на относительно большие дистанции. Например, если вы проскочили нужный поворот, а развернуться возможности нет (см. рис. 2).

задний ход, движение задним ходом, сдавать задом, ехать задним ходом
Рис. 2. По прямой лучше двигаться повернувшись назад

Двигаться по зеркалам безопаснее и удобнее при сложном маневрировании в окружении других автомобилей, ограждений и прочих препятствий (см. рис. 3).

зеркало заднего вида, зеркала, маневрирование задним ходом
Рис. 3. Маневрировать лучше по зеркалам

В реальной жизни возможны любые комбинации данных приёмов. Например, проехав въезд на стоянку, вы сначала возвращаетесь, используя классический приём. А затем, маневрируете по стоянке по зеркалам. И не забывайте о том, что обычно зеркала современных автомобилей несколько искажают расстояния до препятствий. Поэтому не стесняйтесь поворачивать голову для оценки реальных расстояний.

Не правы те, кто считает, что научиться движению по зеркалам сложно. Вовсе нет. Это только кажется. Достаточно попрактиковаться где-нибудь на открытой площадке минут 30, и вы надёжно освоите этот приём на всю жизнь.

«Аварийка» как бонус

Хоть об этом и не написано в седьмой главе ПДД, но я настоятельно рекомендую при маневрировании задним ходом всегда, в любое время суток и при любой погоде, включать аварийную сигнализацию. Это не сложно, но очень важно загодя дать знать другим водителям, что вы совершаете не совсем стандартные действия. Это довольно обычный приём для любого грамотного водителя.

Но есть и ещё одно не совсем обычное и редко используемое водителями применение аварийной сигнализации. Довольно часто в темное время суток, особенно в дождливые, хмурые ноябрьские ночи водителям приходится выполнять сложные маневры задним ходом в стеснённых условиях неосвещённых автостоянок и дворов. Включенный фонарь заднего хода обычно один, светит он только назад и довольно тускло.

Тут-то и выручит включённая «аварийка»! Кажется, что света она много не даст. Но практика показывает, что блики на окружающих автомобилях и препятствиях от мигающей аварийки в кромешной темноте очень помогают водителю. К тому же этот свет освещает обстановку вокруг вашего автомобиля на 360 градусов. Согласитесь, это очень полезно в реальной обстановке!


«Узелки» на память:

  • Вполоборота едем по прямой
  • По зеркалам маневрируем
  • Крутить головой полезно
  • Аварийка помогает избежать аварии

Text.ru - 100.00%      Защищено от копирования Copyscape

You May Also Like

82 thoughts on “Движение задним ходом: 4 секрета

  1. Немогу ездить задом.Ни через зеркала ни в повернувшись головой. Не мо гу!

    1. Увы, от этой «болезни» волшебных таблеток нет.

      «Лечение» простое и многократно описано и в интернете, и в этом Блоге.
      Тренировка, тренировка, тренировка!
      Найдите пустынную площадку и тренируйтесь.
      Через несколько часов езды по площадке задним ходом перестанете ошибаться и эта проблема у вас исчезнет.

  2. Я сразу научился ехать задом. Прям сел и поехал. У меня еще прав нет а задом ежжу лучше тех, у кого права! Отец научил

  3. Правильно. Только тренировкой можно научиться уверенно ездить задом. В автошколах этому внимание не уделяют, а люди потом мучаются.

    1. У нас на «Гонке моторов» даже специально день устроили, когда вся гонка проходила только задним ходом от старта до финиша. Естественно, весь подиум был за теми, кто прошел курсы водительского мастерства. Там этому элементу при обучении особое внимание уделяли. Поэтому и результат был отличный.

  4. Спасибо за аварийки. У меня во дворе ночью без них как без глаз!

    1. Почему-то многие не догадываются, что аварийкой можно не только сигналы другим подавать, но и пространство вокруг машины подсвечивать.

  5. Awesome blog! Is your theme custom made or did you download it from
    somewhere? A design like yours with a few simple tweeks would really make my
    blog jump out.

  6. если не слепой ехать задним ходом без проблем

    1. Даже у хорошо зрячих проблемы есть. дело не в зрении.
      Всё дело в умении.
      А умение — дело наживное. Правильное обучение + тренировка.
      И проблем точно не будет!

  7. Thank you for the good writeup. It in truth was a entertainment account it.

  8. Я просто удивлена агрессивности некоторых! Человек поделился добрыми советами: не нашли в них ничего полезного — пройдите мимо. Кто-то ведь почерпнет из них пользу. А по поводу чайников и самоваров, все мы начинали одинаково, никто из роддома задом не уехал, все позже научились водить.
    И не волнуйтесь, естественный отбор свое возьмет: кто не водитель, тот останется пассажиром.

    1. Люди вообще существа агрессивные по природе своей 🙂

  9. у меня не получается и научится не могу

    1. Научиться могут все!
      Если научились другие — чем вы хуже?
      Найдите подходящую площадку, включайте заднюю передачу и вперед. Точнее, Назад!
      Поездите задним ходом часик непрерывно — научитесь лучше большинства мужиков! 🙂

  10. самое страшное для меня боюсь ужасно задом ездить не знаю что делать как от страха избовится

    1. 1. Страх проходит с умением.
      2. Чтобы появилось умение нужна тренировка.
      3. Найдите большую, свободную площадку и покатайтесь там как можно дольше. Сначала без искусственных препятствий (конусов, шин, каких-либо других ориентиров). Потом можете разметить площадку ориентирами (например, самодельными конусами) и поездить по разному между ними, пока не научитесь делать это уверенно, БЕЗ СТРАХА.
      4. Главное, правильно думать: «Другие умеют и не боятся. Я не хуже!»

  11. Купил машину.
    Самое трудное было заезжать и выезжать из ворот. Постоянно цеплялся, исцарапал ее.
    Думал пока буду заезжать и выезжать, я ее угроблю. Ворота узкие.
    Если по зеркалам не получается, едешь, смотришь в зеркала, машина проходит.
    Но потом оказывается зеркало не проходит. И приходится снова ехать вперед, и выравнивать.
    Смотреть в заднее стекло тоже не получается.
    Смотрел в заднее стекло, начал выезжать, машина заглохла.
    Смотрю, передние колеса уперлись в столб.
    Но потом научился.
    Может комму пригодится.
    Сначала нужно смотреть в заднее стекло и выравнивать машину, чтобы она была посредине ворот. Это будет сделать не трудно.
    Потом доезжаешь до ворот, но не выезжаешь, поворачиваешься вперед и смотришь по зеркалам.
    Машина у тебя уже выравненная.
    Выезжаешь и смотришь на передок: как только он выйдет из ворот, можно поворачивать.
    Вот и все.

    1. Спасибо за комментарий!

      Тоже мнение, имеющее право быть.

      А про зеркала… Правильная регулировка + небольшая тренировка и легко можно научиться учитывать ширину вместе с зеркалами.
      Просто стоит помнить, что современные зеркала — это не простая, плоская стекляшка.
      Они немного искажают пространство. Об этом всегда предупреждают в «Руководстве по эксплуатации», которую, как я уже писал, стоит читать.
      Чуть-чуть опыта и езда по зеркалам станет простой и лёгкой.
      Зато по зеркалам движение задним ходом происходит намного точнее и можно влезть в такую «дырку», в которую глядя через заднее стекло никогда не влезешь.

      Еще один совет.
      Установите ровно посередине задней стенки гаража какой-либо ориентир. Лампочку, яркий предмет и т.п. на уровне среза багажника или чуть выше.
      Тогда «целиться» можно просто через внутрисалонное зеркало. Просто смотрите через него и держите ориентир по центру крышки багажника.
      Тогда вам и боковые зеркала не понадобятся. Будете вставать точно.

      Если ещё укрепить препятствие под задними колёсами, то и контролировать дистанцию не придётся.
      Просто останавливаетесь, когда задние колёса упрутся в препятствие.
      Так можно вообще безопасно парковаться в миллиметрах от стены без какого-либо напряга.

      Удачи на дорогах!

      P.S. Кстати, привет Кубани! Бывал там не раз. Правда через Кропоткин ездил и после него, уходил налево, на Краснодар, Джубгу, Геленджик. Красивые у вас там места! Сказка! 🙂

  12. Я постоянно путаюсь в зеркалах со сторонами света право на лево лево на право.

    1. Плохо. Если путаетесь, то поможет только одно средство — тренировка на пустынной площадке.
      Несколько часов поездите, поманеврируете и перестанете путать право-лево.
      Можно не за один раз, а за несколько тренировок.
      Принцип тут один: чем больше будете тренироваться, тем увереннее начнёте маневрировать по зеркалам во всяких узкостях.

  13. Один фонарь заднего хода — это на машинах, которые сделали маркетологи. У новых АУДИ там две полосочки, которые на землю вообще не светят. На УАЗе Патриот два фонаря, которые светят так, что видно в любую погоду.

    1. Спорить не буду. Да, есть модели и с одним фонарём заднего хода. Есть и с двумя.
      Смысл совета не в этом. Смысл в том, что даже с двумя фонарями включенная аварийка только помогает.

      И не стоит «катить» на маркетологов. Это сейчас стало слишком модно.
      Без маркетологов у нас бы не было тысяч очень полезных товаров.
      Это сложная и очень нужная профессия, поверьте мне.

  14. никак не могу научиться

  15. Я боюсь ездить задом. В автошколе еле площадку сдала с четвертого раза только.
    С тех пор боюсь. Непонимаю в какую сторону поворачивать. Путаю. Всегда руль кручу не в ту сторону (((
    Не знаю что делать.

    1. Только тренировкой можно победить эту «болезнь».

      Найдите пустую площадку и катайтесь по ней задним ходом. Просто включите заднюю передачу и катайтесь непрерывно.
      Не минуту, не две, не три, а до тех пор, пока не почувствуете уверенность и перестанете путать куда поворачивать руль.
      Хорошо, если сможете поставить какие-либо безопасные для автомобиля ориентиры.
      Ездите вокруг них кругами, восьмёрками, как угодно маневрируйте.

      Если в первый день не научитесь, повторяйте день за днём.
      Рано или поздно почувствуете уверенность и автомобиль начнёт вас слушаться как дрессированная собачка.

      Я планирую скоро опубликовать статью и рассказать развёрнуто то, о чём написал в этом комментарии.
      С картинками, схемами, советами.

  16. Всегда только по зеркалам езжу. Отрегулированы у меня правильно! Не надо гнать про блондинку! ))))

  17. Млин научите меня кто нибудь ездить задним ходом! ((((

    1. Тут никуда не денешься — самой нужно учиться.
      Найдите инструктора и вперёд, тренироваться!
      Удачи!

  18. Абсолютно с Вами согласен. В этом что-то есть и я думаю, что включать аварийки это отличная идея.

    1. Да, на тёмной улице очень помогает. Особенно при движении задним ходом.

  19. Боже мой! Ну и ну!
    У людей такие проблемы? Им за руль тогда вобще нельзя!
    Мне страшно когда такие на дороге рядом едут.

    1. Не стоит превращать эту проблемку в трагедию.
      Она легко устраняется.
      Просто такому водителю следует немного потренироваться на удобной площадке.

  20. Всё это конечно хорошо но многим не дано ездить задом. Меня на той неделе такой дебил протаранил у дома. Говорит у него 10 лет стажа. Нихрена не верю. Не вывернул в простой ситуации. Там ученик автошколы легко проедет хоч передом хоч задом. Так что без разницы по зеркалам или повернуться. Дебилам ниче не поможет.

    1. Я по прежнему утверждаю, что всё зависит от желания научиться и от времени, потраченного на обучение и тренировки.
      Как известно: «Терпение и труд всё перетрут!»
      Просто у нас многие люди, зная что что-то не умеют, что-то не получается не хотят тратить усилия и время на то, чтобы устранить свой недостаток.
      Печально, но факт.
      Но я не перестаю утверждать: научиться может каждый. Было бы желание.

      1. Спасибо за статью! )
        Действительно, в программе обучения, не уделяют этому должного времени и внимания, только лишь «гараж» и «парковка» на автодроме, где всё заучено по разметке, конусам, прочим ориентирам. В городе, конечно же, не до этого! )))
        Оставшись один на один, сразу же испытываешь сложность, а в последствии, фобию с «задним ходом». ) Брала дополнительные уроки, слова инструктора, что тут не дополнительно, а с самых азов учить.., за что премного ему благодарна, учил ориентироваться по зеркалам, «гонял» проезжать задним ходом «змейку», узкие кривые улочки с припаркованными авто… Подписываюсь, терпенье и труд- всё перетрут! )))

        1. Да, вы правы.
          В наших автошколах многому не учат. Очень многому!
          Даже тому, чему учат в автошколах других стран.
          Но ещё хуже то, что в наших автошколах инструкторы не умеют… учить!

          Была бы моя воля, я бы сделал специальные школы для подготовки самих инструкторов.
          Чтобы там были обязательные курсы не только по изучению ПДД, вождению и т.п.
          Но и по методике преподавания и психологии.
          С последующей сдачей экзаменов и получением специальной лицензии.
          С последующим контролем хотя бы первого года работы инструктора.
          И с соответствующей ответственностью за результат его практической работы.

          Может это и жестко, но на кону жизни людей.
          Тут любая жесткость уместна.

            1. Согласен с вами!

              Ну а кто в автошколах учит? В принципе, обычные водилы. Только-только набравшие минимальный стаж 3 года после автошколы. В последнее время смотрю на учебные авто в нашем городе и удивляюсь. В инструкторских креслах сплошь пацаны. Молодые, лет не больше 25.

              Естественно, нигде дополнительно не учившиеся. Ни на курсах водительского мастерства, ни педагогике. Часто не умеющие вежливо и грамотно разговаривать с учеником. Только орать и дёргаться хорошо умеют.
              Более того, большинство из них и управлять автомобилем грамотно не умеют! Только распространяют ложные и бородатые мифы и дают безграмотные советы. Чему такие могут научить???
              С мужиками это ещё прокатывает.
              А к дамам нужен иной подход и терпение.

              А ведь обучение вождению — это профессия!
              Во многих странах чтобы стать инструктором, нужно пройти специальное профессиональное обучение. Порой год и более. Сдать сложные экзамены. Пройти стажировку. Только тогда получишь лицензию и право кого-то учить!

              Нам в России давно пора так же сделать!

  21. Чет сомневаюсь что аварийки помогут
    ты сам то проверял что пишешь

    1. Я советую и пишу только то, что сам проверял и использую.
      А с «аварийками» все просто.
      Уверен, что там, где вы живёте найдётся узкая неосвещённая улочка.
      Съездите как-нибудь ночью, проверьте. Убедитесь сами.

  22. Спасибо за идею с аварийкеами!
    Я было хотел ставить второй мощный фонарь заднего ходя.
    С аварийками итак все хорошо видно.

    1. Всегда пожалуйста!
      Кстати, у меня была такая же мысль — поставить дополнительный фонарь заднего хода.
      Благо специальная секция в задних фонарях есть.
      Но попробовал как-то аварийки включить и обнаружил неожиданный эффект — они здорово помогают двигаться задним ходом в узких извилистых «коридорах» дворов и автостоянок, забитых машинами и препятствиями.

      К тому же, фонари заднего хода светят только назад и немного вбок.
      А лампы поворотников / аварийки светят вокруг всего автомобиля.

  23. Я никак не могу научиться задом ездить. Вечная проблема у меня в этом. Может посоветуете как перебороть страх и научиться?

    1. Потому как волшебной таблетки не существует, то перебороть страх и научиться можно только одним способом — тренировкой!
      Найдите площадку, расставьте препятствия, которые заметны с водительского места и тренируйтесь.
      Чтобы не повредить машину о препятствия можете их сделать безопасными.
      Возьмите большие ( 1.5 л. и более) пластиковые бутыли из под воды, пива, напитков. Насыпьте в них песка или мелкого гравия. Воткните рейки или прямые ветки — вот вам и безопасные препятствия. Тренируйтесь среди них ездить задом, постепенно сужая «коридор» из препятствий.
      В принципе, можно за день научиться виртуозно ездить задом.
      Удачи!

  24. Вот спасибо. А мужики то не знали ))))))

    1. Понимаю. Вы опытный, всё знающий ас-водитель. Всё, что написано в Блоге вообще и в статье в частности для вас давно известно.
      К сожалению, по дорогам ездят не только такие асы как вы.
      Очень много водителей не имеют даже элементарных знаний и навыков.
      Этот Блог и статьи в нём для них, для тех из них, кто хочет узнать и научиться.
      Всё просто!

  25. Спасибо за совет по аварийке. Двор темных, теперь легче ездить стало.

  26. До сих пор сдаю назад как в автошколе научили инструктор. то есть обернувшись. по зеркалам не умею и учиться не хочу. нафик лишняя боль на голову

    1. Ничего плохого нет учиться чему-то новому.
      Плохо не хотеть учиться.

  27. это кто как привык таки ездить будет

    1. Ничего хорошего в этом не вижу. Водитель должен учиться новому. Хотя бы самым простым приёмам. А будет желание и до более сложных дойдёт.

  28. Не вижу никаких сложностей научиться ездить задним ходом и с помощью зеркал и обернувшись назад

    1. Сложности как раз и кроются в «научиться».
      Когда научишься — сложности исчезнут.

  29. Ерунду пишешь. Что может уметь чайник после автошколы. Он вперед ездить не умеет. Ты ему про задних ход лепишь. Вообще как удобнее так и надо ехать.

    1. 1. Каждый волен сюда заходить и читать. Никто никому руки не выкручивает.
      2. Для того и пишу, чтобы те, кому интересно и кто читает узнавали что-нибудь новое. Причём не только выпускники автошкол. Масса людей с опытом, которые неуверенно себя чувствуют при движении задним ходом. Дай им задом проехать извилистую трассу — посбивают половину конусов.
      3. Точнее, как лучше умеешь. Но стоит изучать и другие приёмы вождения. Кроме пользы ничего не будет!

  30. если у водятла проблемы с вестибуляркой и пронстранственным ориентацией сколько таокого не учи бесполезно

    1. Даже обезьян и медведей учат на мотоциклах кататься.
      Так что и задним ходом двигаться можно научить всех. Кроме слепых, конечно.
      Просто нужно уметь учить. А не так, как в наших автошколах «взлёт-посадка» и свободен!

  31. Надо смотреть когда как ехать
    пракилно все зависит от конкретики

    1. Вы правы. Всегда нужно смотреть куда едешь. 🙂

  32. Для меня тоже задний ход часто проблема. Муж достал своим нытьем. Лучше бы инструктора нанял!

    1. Возьмите и сами найдите. Мужья они ведь такие — не сдвинешь. Сами знаете. )))
      «Если гора не идет к Магомету, тогда Магомет идёт к горе»

  33. Интересный вариант с аварийкой. Никогда не думал, что от нее такая польза может быть. Беру на вооружение

    1. Да, это весьма полезный в темноте приём. Если самому не попробовать, то кажется, что ерунда.
      На самом деле эффект очень хороший.

  34. Я тоже всегда по зеркалам паркуюсь. Даже не умею ездить вполобернувшись назад

  35. научите как научиться чтобы не боятся ехать задом? я прямо в ступор впадаю когда заднюю включаю. ничего понять не могу куда руль крутить как ехать. помогите!

    1. Найдите в Питере хорошего инструктора по вождению.
      Он Вас научит.

  36. Для многих девушек движение задним ходом действительно проблема. Меня это не удивляет.
    Удивляют парни, которые тоже не умеют делать такой простой прием.

    1. А Вы помогите девушкам научиться.
      Тогда за ними и парни подтянутся. )))

  37. Осуществляя манёвры при движении задним ходом, необходимо учитывать тот нюанс, что переднюю часть машины выносит в сторону. То есть если повернуть направо — переднее крыло будет смещаться влево, и наоборот. Поэтому при маневрировании очень важно следить за тем, чтобы смещающаяся часть не задевала соседние транспортные средства или другие препятствия.

  38. я согласен с тобой. кто не умеет сдавать задом должен учится. я все равно беде ездить с поворотом. я так привые и все

    1. Если вам так удобнее и вы хорошо владеете этим приёмом, то лучше так и поступать в дальнейшем.
      Хотя учиться новому всегда полезно.

  39. Для меня это всегда проблема
    Что делать?

    1. Учиться, учиться и ещё раз, учиться.
      «Волшебной таблетки» не существует.

Comments are closed.