Мина замедленного действия - Блог умных водителей

Мина замедленного действия


Как правильно установить шины с направленным рисунком протектора?

Решил поднять эту статью, хотя она была написана недавно. Просто решил, что она отлично продолжает предыдущую статью и может уберечь кого-то от очень опасной ошибки.

Как правило, к фатальным ДТП приводят явные и довольно «крупные» ошибки водителей. Например, большое превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, ошибки в управлении на скользкой дороге и т.п. Всё это происходит непосредственно в поездке и можно предупредить, не совершая необдуманных действий.


Однако существуют ситуации, когда ошибка совершена задолго до аварии и водитель даже не подозревает о ней. Однако, приводит она к не менее трагическим последствиям. Одну из таких типичных ошибок, к сожалению, я часто наблюдаю на разных автомобилях. Иногда удаётся предупредить водителя. Но чаще всего это не получается. Поэтому расскажу о ней в этой статье.

направленный рисунок протектора, протектор, направленная шина, зимняя шина
Типичный пример «замедленной мины» — покрышки установлены задом наперёд!

Речь пойдёт о неправильной установке шин с направленным рисунком протектора. Существуют шины с «направленным» и «ненаправленным» рисунком протектора. О том, в чём разница и какой вариант выбрать при покупке рассказано в статье «Направленность и Симметрия«. Сегодня речь конкретно о направленном рисунке и о том, почему ошибка в установке приводит к тяжёлым авариям.

Как танк

Дело в том, что «направленная» шина при неправильной, обратной установке из помощницы водителя превращается в его убийцу. Если правильно установленная шина обеспечивает максимально надёжное сцепление в пятне контакта шины с дорогой, то установленная наоборот это сцепление утрачивает очень быстро.

Пятно контакта шины  – площадь взаимодействия покрышки с поверхностью, обеспечивающая удержание колеса на дороге.


Можно провести аналогию с танком, у которого гусеницы вращаются в противоположные стороны – одна крутится вперёд, другая назад. Танк при этом начинает разворачиваться. Даже если одну гусеницу просто притормозить, танк будет поворачивать.

Что хорошо для танка, то ужасно для автомобиля, у которого шины с направленным рисунком установлены с ошибкой – часть шин «держит», другая «плывёт». Особенно это опасно на высокой скорости на скользкой дороге, где автомобиль внезапно теряет управление, непредсказуемо закручивается, улетает в кювет или под встречного.

«Физика» процесса

Как всё это происходит хорошо видно на рисунке. Слева шина, установленная неправильно. Видно, что при вращении, блоки протектора выдавливают воду, рыхлый снег, льдинки, грязь в ламели и канавки, которые цепляют их и направляют в пятно контакта. Поэтому на скорости под колесом возникает скользкая «подушка», шина «всплывает» и теряет всякое сцепление с дорогой. Автомобиль становится неуправляемым.

направленная шина, направленный рисунок протектора, установка шин
Вид снизу. Слева шина установлена неправильно, справа — правильно

С другой стороны, блоки протектора правильно установленной шины выдавливают воду и т.д. в канавки, которые «цепляют» внутренней частью, выводят наружу, и выкидывают всё скользкое из пятна контакта наружу, из-под автомобиля. Тем самым сохраняя надёжное сцепление колеса с поверхностью дороги. Так работает протектор правильно установленной шины с направленным рисунком.

На чистую воду

Сразу возникает вопрос: «Как узнать, правильно ли у меня стоят шины?» Ответ довольно прост и очевиден. Для этого не нужно изучать сам протектор, его рисунок и гадать как он будет работать на дороге.

обозначение направленной шины, указатель на боковине шины, индикация направленной резины
Один из вариантов указателя направления вращения шины

На боковине каждой направленной шины имеется специальный указатель правильного направления вращения колеса. У разных производителей он имеет разный вид. Иногда с надписью, иногда просто стрелка. Важно знать, что указатель имеется всегда! Он достаточно крупный и его легко найти.

Совет. Следующий раз после смены резины, прежде чем ехать первым делом проверьте правильность установки колёс вашего автомобиля. Ибо от этого может зависеть жизнь ваша и ваших пассажиров.


«Узелки» на память:

  • Помни о «танке»
  • «Направленный» требует внимательность
  • «Переобулся» — проверь

Text.ru - 100.00%    Защищено от копирования Copyscape

You May Also Like

20 thoughts on “Мина замедленного действия

  1. Прошлой зимой я так влетел на трассе. Крутануло так быстро, что я не успел ничего сделать. Результат такой. Машина в кювете, кузов на месяц в кузовне. У меня на бошке два шва и рука в гипсе. Вот так. Так что следите как колеса ставите и чтобы направленность была правильная. По стрелке.

    1. И не вы один так попали по невнимательности.
      Хорошо ещё, что живы остались.

  2. Между прочим такое очень часто встречается. Думаешь, чем человек думает, когда колеса ставит? Явно не головой!

  3. Такая лажа и с летней резиной у многих встречается. Но думаю летом это не так опасно. На всякий случай у себя проверил потому, что у меня тоже направленная летняя стоит.

  4. с летней между прочим тоже ставят направленную резину задом наперед

    1. Да. И это даже серьёзнее, чем с зимней резиной.
      Ибо скорости летом на трассе гораздо выше.

      P.S. Спасибо, что заметили. Я внесу дополнение в статью.

  5. Очень разумное замечание, я считаю. Люди ставят колеса как попало, не глядя совсем. Потом улетают на дороге неожиданно. Хорошо, если никто не пострадает. В общем, народ, проверяйте колёса после установки в шиномонтаже. Шиномонтажнику пофиг как он ставит. Но потом вы убьетесь на тех колесах!

    1. Согласен. Проверять чужую работу всегда желательно. Если сами разбираетесь в ней.
      Хотя, многие виды работ и без специальных знаний проверить можно.
      Например, ту же установку колёс. Времени не занимает, а жизнь спасти может!

  6. У меня приятель так улетел. Только у него два колеса были неправильно установлены. По диагонали. Проверять после переобувки надо, согласен.

    1. Чет сомневаюсь я что если поставить такое колесо наоборот это заметно станет на дороге. Помоему фигня это все приемчики маркетолухов и все

      1. 1. Если специалисты ставят указатель направления вращения шины — это не просто так.

        2. Если внимательно посмотреть на рисунок, то даже элементарная логика скажет, что лучше когда покрышка вплотную к дороге прилегает, чем когда между ней и асфальтом водяная «подушка» образуется и колесо «поплывёт». Водяная подушка образуется именно из-за неправильной установки направленной шины. Если неправильно стоят шины с одной стороны, то образуется вращающий момент и автомобиль теряет управление.

        3. Имеет ли смысл проверять «поплывёт — не поплывёт» на себе, рискуя своим здоровьем и жизнью?

  7. У себя вчера после вашей статьи нашел такую бяку. Спасибо за статью, возможно вы мне спасли жизнь. Люблю, знаете ли, быстро ездить даже зимой. Поэтому хочется, чтобы машина была максимально предсказуемой.

    1. Быстро ездить можно и зимой. Надо только уметь это делать.
      «Тапку в пол» давить ума много не нужно.
      Ум нужен, чтобы знать где и когда давить можно, а где и когда нельзя.

Добавить комментарий для МаксимУс Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*