Содержание
Заметность и предсказуемость = безопасность на дороге
В детстве я очень любил читать подшивки журнала «За рулём!». Однажды мне попалась статья, где автор агитировал водителей на дороге быть «как все». Не выделяться, не делать резких маневров, ехать в общем потоке, не «играть в шашечки». По его мнению, это был наиболее безопасный стиль вождения.
Со временем я пришел к выводу, что автор той статьи не совсем прав. Позже я многократно убедился в правоте своих выводов и понял, что важнее всего для безопасной езды соблюдение баланса между незаметностью и заметностью. Важнейшую роль в этом играет такое понятие как предсказуемость.
«Как все»
Когда вы едете в общем потоке со скоростью потока вам действительно лучше быть «как все». Резко не ускоряться, внезапно не тормозить, без нужды не перестраиваться. Давно доказано, что в пробке соседний ряд едет всегда «быстрее», чем твой. Однако перестроившись оказывается, что быстрее поехал твой. Это иллюзия и обман психики водителя. Поэтому в пробке или в потоке лучше не шарахаться из ряда в ряд, а ехать в одном темпе с окружающими.
В одной из следующих статей я расскажу, какую негативную роль для общего движения и для себя играют постоянно перестраивающиеся автомобили.
Однако, в этой статье будет рассказано, как важно чтобы все, кто окружает вас на дороге, включая пешеходов, знали о ваших намерениях, о том как вы собираетесь ехать, какие маневры планируете совершить.
Указатели поворота
Давно стало аксиомой, что при выполнении какого-либо маневра нужно пользоваться указателями поворота. Причем стоит включать их заранее, чтобы окружающие знали, что вы собираетесь сделать.
Однако, сколько существуют «поворотники», столько многие водители их не используют:
- Одни просто забывают включить
- Другие игнорируют по непонятным, но очень принципиальным соображениям
- Третьи просто из лени.
Далее я приведу несколько ситуаций, когда неправильно используемые или не используемые «поворотники» приводили к проблемам и даже ДТП.
«Куда ты едешь?»
Представьте себе двор с Т-образным перекрестком. Все проезды забиты машинами и проезжающим приходится буквально протискиваться между бордюром и припаркованными автомобилями. Три машины едут навстречу друг другу. Но один водитель не включил указатель поворота и тем самым создал проблему для других.
Въехав во двор, водитель Красного автомобиля не показал, что хочет повернуть налево (Рис. 1). Он просто «посторонился» и пропустил водителя зеленого автомобиля. Водитель Синего решив, что Красный едет прямо, продвинулся вперед и занял свободное место (рис. 2), освободив проезд прямо Красному. Но Красному нужно налево! Тут он догадался, что стоило бы включить левый «поворотник»!
В результате, водителю Синего пришлось маневрировать задним ходом в ограниченном пространстве, рискуя зацепить припаркованные машины. Задача в сущности несложная для умелого водителя, но время потеряно. Проблемы бы не случилась, если Красный, въехав во двор, не поленился включить левый указатель поворота.
«Мне идти или стоять?»
Типичная ситуация – пешеходный переход за разворотом или поворотом. Пешеход смотрит на подъезжающий к повороту автомобиль и, не смотря на свой приоритет, решает его пропустить (рис. 3). Действительно, зачем человека заставлять тормозить и останавливаться, если пешеход не спешит и может легко пропустить автомобиль?
Каково же будет разочарование доброго пешехода в человечестве, если автомобиль не поедет прямо, а начнет поворачивать! Дело всего лишь в том, что водитель посчитал включение указателя поворота излишним.
Примерно то же происходит на соседних разворотах. Водитель Синего автомобиля стоит и ждёт, пока не включивший левый «поворотник» водитель Красного проедет прямо (рис. 4). А он внезапно начинает разворачиваться!
Уже поздно!
Ещё одна плохая привычка многих водителей – включать указатель поворота в самый последний момент, когда автомобиль уже начинает свой маневр.
Всегда хочу спросить у таких «пилотов»: «Зачем вы это сделали, ведь уже поздно! Все неудобства и неприятности, которые вы могли доставить окружающим, вы уже доставили. Одних испугали, других заставили тормозить «в пол».
Совет: поступайте так, как требуют ПДД:
Пункт 8.2
Подача сигнала указателем поворота <…> должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения.
…при этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Поясню картинки. Есть улицы, на которых находятся два близкорасположенных поворота. Если вы намереваетесь повернуть на втором, но включили «поворотник» задолго до первого, вы введёте в заблуждение других участников движения (рис. 5). Они подумают, что вы повернёте в первый поворот.
Поворачивающий налево решив, что вы повернете в первом повороте, начнет двигаться во второй. И тут вы… В результате — ДТП.
В данной ситуации «поворотник» нужно включать только после проезда первого поворота (рис. 6).
Опасная забывчивость
Всегда помню одну свою ошибку, которая чуть не закончилась аварией. Однажды я повернул на право с проспекта на второстепенную дорогу, идущую параллельно главной. При этом правый «поворотник» автоматически не выключился, а я его не проверил (рис. 7).
В это время из двора выезжала «восьмёрка». Увидев мой включённый указатель поворота, водитель начал уверенно поворачивать направо, выезжая на ту самую второстепенную дорогу, по которой ехал я… прямо. Только благодаря его и моей реакции ДТП не случилось.
В следующей статье я расскажу о других типичных ситуациях, когда водители игнорируют принцип «Заметности и предсказуемости».
«Узелки» на память:
- Будь предсказуем
- Будь заметен
- Включай поворотники