«Вас вижу! Вас понял!» Часть 1 - Блог умных водителей

«Вас вижу! Вас понял!» Часть 1

Заметность и предсказуемость = безопасность на дороге

В детстве я очень любил читать подшивки журнала «За рулём!». Однажды мне попалась статья, где автор агитировал водителей на дороге быть «как все». Не выделяться, не делать резких маневров, ехать в общем потоке, не «играть в шашечки». По его мнению, это был наиболее безопасный стиль вождения.

 

Со временем я пришел к выводу, что автор той статьи не совсем прав. Позже я многократно убедился в правоте своих выводов и понял, что важнее всего для безопасной езды соблюдение баланса между незаметностью и заметностью. Важнейшую роль в этом играет такое понятие как предсказуемость.

«Как все»

Когда вы едете в общем потоке со скоростью потока вам действительно лучше быть «как все». Резко не ускоряться, внезапно не тормозить, без нужды не перестраиваться. Давно доказано, что в пробке соседний ряд едет всегда «быстрее», чем твой. Однако перестроившись оказывается, что быстрее поехал твой. Это иллюзия и обман психики водителя. Поэтому в пробке или в потоке лучше не шарахаться из ряда в ряд, а ехать в одном темпе с окружающими.

В одной из следующих статей я расскажу, какую негативную роль для общего движения и для себя играют постоянно перестраивающиеся автомобили.

Однако, в этой статье будет рассказано, как важно чтобы все, кто окружает вас на дороге, включая пешеходов, знали о ваших намерениях, о том как вы собираетесь ехать, какие маневры планируете совершить.

Указатели поворота

Давно стало аксиомой, что при выполнении какого-либо маневра нужно пользоваться указателями поворота. Причем стоит включать их заранее, чтобы окружающие знали, что вы собираетесь сделать.

 

Однако, сколько существуют «поворотники», столько многие водители их не используют:

  • Одни просто забывают включить
  • Другие игнорируют по непонятным, но очень принципиальным соображениям
  • Третьи просто из лени.

Далее я приведу несколько ситуаций, когда неправильно используемые или не используемые «поворотники» приводили к проблемам и даже ДТП.

«Куда ты едешь?»

Представьте себе двор с Т-образным перекрестком. Все проезды забиты машинами и проезжающим приходится буквально протискиваться между бордюром и припаркованными автомобилями. Три машины едут навстречу друг другу. Но один водитель не включил указатель поворота и тем самым создал проблему для других.

Позднее включение поворотников
Красный не включил поворотник, запутав Синего

Въехав во двор, водитель Красного автомобиля не показал, что хочет повернуть налево (Рис. 1). Он просто «посторонился» и пропустил водителя зеленого автомобиля. Водитель Синего решив, что Красный едет прямо, продвинулся вперед и занял свободное место (рис. 2), освободив проезд прямо Красному. Но Красному нужно налево! Тут он догадался, что стоило бы включить левый «поворотник»!

указатель поворота, сигнал поворота, поворотники
Красный наконец-то включил «поворотник», заставив Синего сдавать назад

В результате, водителю Синего пришлось маневрировать задним ходом в ограниченном пространстве, рискуя зацепить припаркованные машины. Задача в сущности несложная для умелого водителя, но время потеряно. Проблемы бы не случилась, если Красный, въехав во двор, не поленился включить левый указатель поворота.

«Мне идти или стоять?»

Типичная ситуация – пешеходный переход за разворотом или поворотом. Пешеход смотрит на подъезжающий к повороту автомобиль и, не смотря на свой приоритет, решает его пропустить (рис. 3). Действительно, зачем человека заставлять тормозить и останавливаться, если пешеход не спешит и может легко пропустить автомобиль?

пешеходный переход, невключенный поворотник, поворотник
Красный запутал пешехода не включив левый поворотник

Каково же будет разочарование доброго пешехода в человечестве, если автомобиль не поедет прямо, а начнет поворачивать! Дело всего лишь в том, что водитель посчитал включение указателя поворота излишним.

разворот, указатель поворота, поворотник
Красный не включил левый поворотник и заставил Синего напрасно стоять

Примерно то же происходит на соседних разворотах. Водитель Синего автомобиля стоит и ждёт, пока не включивший левый «поворотник» водитель Красного проедет прямо (рис. 4). А он внезапно начинает разворачиваться!

Уже поздно!

Ещё одна плохая привычка многих водителей – включать указатель поворота в самый последний момент, когда автомобиль уже начинает свой маневр.

Всегда хочу спросить у таких «пилотов»: «Зачем вы это сделали, ведь уже поздно! Все неудобства и неприятности, которые вы могли доставить окружающим, вы уже доставили. Одних испугали, других заставили тормозить «в пол».

Совет: поступайте так, как требуют ПДД:

Пункт 8.2
Подача сигнала указателем поворота <…> должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения.
…при этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Поясню картинки. Есть улицы, на которых находятся два близкорасположенных поворота. Если вы намереваетесь повернуть на втором, но включили «поворотник» задолго до первого, вы введёте в заблуждение других участников движения (рис. 5). Они подумают, что вы повернёте в первый поворот.

преждевременный сигнал поворота, сиграл поворота, включить поворотник
Красный включил «поворотник» слишком рано и запутал Синего

Поворачивающий налево решив, что вы повернете в первом повороте, начнет двигаться во второй. И тут вы… В результате — ДТП.

поворотник, указатель поворота, сигнал поворота
Красный должен включать указатель поворота только после проезда первого поворота

В данной ситуации «поворотник» нужно включать только после проезда первого поворота (рис. 6).

Опасная забывчивость

Всегда помню одну свою ошибку, которая чуть не закончилась аварией. Однажды я повернул на право с проспекта на второстепенную дорогу, идущую параллельно главной. При этом правый «поворотник» автоматически не выключился, а я его не проверил (рис. 7).

второстепенная дорога, не выключил поворотник, указатель поворота
Вот к чему приводит забывчивость

В это время из двора выезжала «восьмёрка». Увидев мой включённый указатель поворота, водитель начал уверенно поворачивать направо, выезжая на ту самую второстепенную дорогу, по которой ехал я… прямо. Только благодаря его и моей реакции ДТП не случилось.

В следующей статье я расскажу о других типичных ситуациях, когда водители игнорируют принцип «Заметности и предсказуемости».


«Узелки» на память:

  • Будь предсказуем
  • Будь заметен
  • Включай поворотники

Text.ru - 100.00%    Защищено от копирования Copyscape

 

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*