Греть иль не греть — вот в чем вопрос!

Статья поднята и отредактирована.

Нужен ли зимой прогрев двигателя автомобиля?

Оксана: «Я водитель начинающий. С наступлением холодов меня стал беспокоить вопрос: «Нужно ли прогревать двигатель?» Спрашивать устала. Одни говорят нужно, другие доказывают что не нужно. Кто же прав?»

Действительно, споры о том, нужен ли прогрев современного двигателя зимой кипят на автостоянках, в гаражах, в интернете. Каждый приводит свои аргументы. Поэтому новичку трудно разобраться кто же прав. Попробую ответить на этот вопрос не погружаясь в технические дебри.

Следовать ли инструкции?

Инструкции ко многим современным автомобилям советуют избегать долгого прогревания двигателя. Однако стоит помнить, что такое пожелание продиктовано скорее экологическими требованиями, чем техническими особенностями конкретного мотора.

К тому же большинство иномарок производятся в теплых странах и их разработчикам особенности нашей зимы неведомы.

 

Давайте для ответа используем простую логику

Двигатель любого, в том числе и самого современного автомобиля, собран из деталей, выполненных из множества различных металлов и сплавов. Эти материалы имеют разный коэффициент теплового расширения.

Иными словами, различные детали при нагреве меняют свои размеры не одинаково. Поэтому зазоры между трущимися деталями по мере изменения температуры тоже изменяются по-разному. Исходя из этого, конструкторы рассчитывают двигатель так, чтобы зазоры между деталями становились оптимальными именно при рабочей температуре.

Для современных двигателей это примерно около 90 градусов Цельсия. Только в этом режиме двигатель работает наиболее эффективно, а износ деталей, расходы топлива и масла минимальны.

Из этого следует простой вывод: греть нужно.

Как и до какой температуры следует греть?

На этот вопрос может вам ответить сам мотор вашего автомобиля. После холодного запуска инжекторного двигателя обороты подскакивают существенно выше оборотов Холостого Хода (ХХ). За этим легко следить по положению стрелки тахометра. По мере роста температуры,  стрелка прибора опускается в зону ХХ. Это означает, что двигатель уже достаточно прогрет.

Примерно то же самое происходит с оборотами двигателя на карбюраторных автомобилях. Только в этом случае в роли регулятора оборотов выступает сам водитель, изменяя частоту вращения коленвала перемещением рычага воздушной заслонки, в народе — «подсоса». На таком автомобиле момент начала движения можно определить, периодически нажимая на педаль газа. Если при этом двигатель набирает обороты без «провалов» – можно ехать.

Если пользоваться показаниями термометра системы охлаждения, то этот момент, обычно, достигается при температуре охлаждающей жидкости 40-50 градусов Цельсия. Этот момент можно определить по сдвинувшейся вправо от крайнего левого положения стрелке указателя температуры охлаждающей жидкости.

Первые метры

В любом случае первые сотни метров стоит двигаться на пониженных передачах, давая возможность двигателю и трансмиссии прогреться до рабочей температуры. Ведь за ночь остывает не только двигатель, но и масло в коробке передач, амортизаторах. То есть везде, где имеется какая-либо смазка или иные технические жидкости.

Кстати, стоит греть двигатель не только зимой, но и летом. Хотя бы пол минуты, чтобы масло из картера поднялось, распределилось по мотору и смазало все трущиеся детали. В это время можно протереть стёкла, прибрать в салоне.


«Узелки» на память:

  • «Не греть» — это для экологов
  • Прогрев — это для пользы
  • Стрелка на оборотах ХХ — можно ехать
  • Стрелка выше 40 градусов — можно ехать
  • Вначале медленно и на пониженных передачах
  • Летом тоже греть

Text.ru - 100.00%    Защищено от копирования Copyscape

Расскажи друзьям

Вам может пригодиться:

комментарии

  1. Вопрос «греть или не греть», если подходить с точки зрения системы смазки двигателя, не такой уж простой и быстро переходит в вопрос «как правильно греть». По поводу смазки — в двигателе есть три-четыре узла, которым нужно масло (турбонагнетатель, при его наличии, не в счет): коленвал, головка блока с распредвалами, поршневая и управляющая гидравлика (если есть — гидрокомпенсаторы, фазокрутилки).

    Чтобы не было износа, на всех трущихся поверхностях должна быть масляная пленка. С коленвалом все понятно — он плещется в масле в поддоне. С управляющей гидравликой — тоже, ей нужно только давление масла и через десяток секунд после пуска она его получает. Примерно тогда же масло получает головка блока.

    Про поршневую — тут всё интереснее. На некоторых двигателях есть маслофорсунки, активно поливающие стенки цилиндров малом, но это скорее исключение. У большинства двигателей смазка поршневой идет за счет масляного тумана — коленвал взбивает масло и поршневая смазывается каплями этого масла.

    Собственно, процессы, происходящие при «зимнем запуске»:
    1) Пока масло густое и холодное, масляный туман не образуется и поршневая смазывается только остатками масла на стенках цилиндров от предыдущей поездки. Интенсивность образования масляного тумана сильно зависит от оборотов — чем быстрее крутится коленвал, тем больше масла долетает до поршневой. Однако, чем быстрее ходят поршни, тем быстрее они снимают масло со стенок цилиндров и отправляют его обратно в поддон. В итоге, пока масло совсем холодное, не следует повышать обороты — пусть масло немного нагреется, а поршневая доработает на остатках масла от предыдущей поездки.

    2) Примерно через минуту, когда масло немного стало более жидким, имеет смысл немного поднять обороты, примерно до 1500, для ускорения образования масляного тумана. Заодно и антифриз чуть быстрее прогреется. Также включаем все электрообогревы, что позволит побыстрее прогреть салон и даст небольшую нагрузку на двигатель, ускорив прогрев. А вот печку выкручивать на максимум не стоит — тепла от холодного антифриза много не будет, а прогрев двигателя замедлится очень существенно.

    3) Греть до рабочей температуры нет смысла. Масло все равно прогревается медленнее, а у нас задача только в том, чтобы обеспечить смазку поршневой. Так что градусах на 45 по антифризу имеет смысл начинать движение — масло уже имеет плюсовую температуру и кое-как смазывает поршневую, а тратить лишний бензин и время смысла нет. Единственное — если ехать спокойно и плавно первые 3-4 минуты на оборотах 1500-2500 с минимальной нагрузкой на мотор не получится (например, нужно сразу штурмовать сугробы или выезжать на автостраду), имеет смысл все-таки догреть мотор посильнее, градусов до 60.

    4) «Жарить газ в пол, не опасаясь износа» на машине можно начинать тогда, когда масло прогреется градусов до 40-50. При минус 10 это наступает только минут через 5 после выхода температуры антифриза на рабочую (обычно 90 градусов). До этого стараемся использовать двигатель не более, чем на 2/3 от максимальной мощности — тут обладатели мощных двигателей в выигрыше в плане динамики движения.

    Отсюда несколько логичных выводов:
    — После простоя заводиться и сразу ехать не стоит, нужно выждать хотя-бы секунд 15 перед началом движения, даже летом.
    — Трахтеть на холостых на месте смысла нет — современные моторы на холостых греются плохо, плюс поршневая будет долго работать в условиях недостатка смазки. Лучше дать немного оборотов на месте.
    — Летом, когда масло изначально имеет температуру 15-20 градусов, наименьший износ и наилучшая экономия по топливу будет, если дать машине поработать секунд 30-40 и сразу отправляться в путь. Здесь ещё есть момент с перегревом компрессионных колец — поршень примерно на 80% охлаждается за счет передачи тепла стенкам цилиндра через кольца. Когда мотор работает без нагрузки, кольца слабее прижимаются к рабочим поверхностям и от них хуже отводится тепло. Зимой это неизбежно — лучше немного подогреть кольца, чем снять масляную пленку с цилиндра, но летом, на теплом масле, сокращение времени работы двигателя без нагрузки ведёт к меньшему износу поршневых колец.

    1. Спасибо за развернутый комментарий!

      Всё это можно, конечно, давать в статье.
      Я бы даже оформил её как отдельную, под вашим авторством (хоть ником, хоть реальным именем).

      НО…

      Можно углубляться в тему ещё глубже. Почти до бесконечности.
      Но таких статей в инете море.
      Одни чуть скучнее, другие чуть повеселее.
      Но их масса. Можно даже кандидатские и докторские диссертации по отдельным пунктам найти. 🙂
      Кому из посетителей блога нужны «технические дебри» — они найдут без труда. Google им в помощь.

      Но задача моего Блога иная.
      Я пишу для тех, кому «дебри» не интересны, но нужен короткий, ПРАВИЛЬНЫЙ и аргументированный ответ на свои вопросы.

      Поэтому вместо возможной статьи выкладываю только в виде комментария.
      Кому интересно — скажут вам спасибо.

      Удачи на дорогах!

  2. Все вы хорошо понятно рассказали. Я тоже хорошо понимаю греть то надо. Инструктор в школе тоже говорил что греть надо и машине только польза будет. Но утром стоять на морозе и ждать пока мотор нагреется очень неохота. Лучше ехать медленно. Ведь прогреется быстрее если ехать?

    1. Конечно, если ехать, то нагрузка на двигатель увеличится и прогрев произойдёт быстрее.
      Но это очень вредно для мотора.
      Многие повторяют такую сентенцию: «Запуск двигателя при -30 равен износу за 400 км. пробега автомобиля».
      Не знаю равен ли и какому пробегу.
      Но работа двигателя в первые секунды происходит «на сухую», практически без масла.
      Оно ещё не успело подняться из картера к трущимся парам.
      Естественно, в этот момент в них происходит повышенный износ.
      Так что я всё же всем советую хотя бы первую минуту потерпеть, дать маслу подняться и распределиться по двигателю.
      Хотя бы одну минуту.
      Займитесь сметанием снега с кузова, например.
      Или позвоните кому-нибудь. 😀

  3. Уже осень скоро. Я водительница начинающая. Немного летом поездила только и впереди осень а потом зима. Ужасно ее боюсь. Хоть у нас не север и погода примерно как у вас. Посоветуйте как к зиме готовиться? Что нужно купить. Можно ли купить заранее. На что внимание обращать? В общем расскажите о том, что нужно сделать и знать, чтобы спокойно ездить зимой. Ладно?

    1. Да, буквально через неделю наступит календарная осень и я начну давать ответы на все заданные вами вопросы, а так же на многие другие, которые касаются эксплуатации автомобиля и управления им а осенний и, затем, зимний сезон.
      Так что, заходите почаще и читайте!
      А пока не завершилось лето, будем наслаждаться последними его деньками!

  4. Спорно. Я не грею. Сосед греет. Машины одинаковы. Ездят одинаково
    Инахрена греть?

    1. Спасибо за мнение.
      Я высказал своё мнение и обосновал его.
      Вы высказали своё и обосновали.

  5. Хоть у нас таких морозов как у вас не бывает, слава богу. Я все равно грею хотя бы пару минут. Утром вообще пока курю она разогреться успевает. Про нет.

  6. Я всегда грел. Вообще не понимаю, как можно не греть зимой. Машина же банально не едет и глохнет.
    Двигатель тоже жалко. Две или даже пять минут ничего не решат, а для двигателя это как панацея.
    Всегда грею и всем знакомым советую греть.

    1. Согласен с Вами.
      К сожалению, многие считают, что современные иномарки греть не надо.
      Видимо думают, что для их двигателей законы физики не существуют.
      Ну и зря. Почему? Я об этом подробно написал в самой статье.

  7. Никогда не грею. Не вижу в чем тут может быть проблема. Когда скажется повышенный износ на этой машине уже будет ездить другой владелец. ))

    1. Я не буду вас переубеждать.
      Ваше право относиться к своему автомобилю как вам больше нравится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*