«Управление» и «Управляемость» простыми словами

Что такое «управляемость автомобиля»?

В автомобильной индустрии существует множество специальных терминов.

  • Значение одних знает практически каждый человек: руль, двигатель, колёса, багажник.
  • Другими пользуются в основном автомобилисты: трансмиссия, подвеска, рулевая рейка, стартер, стабилизатор, свечи, сайлент-блоки, ремень ГРМ и т.п.
  • Есть и такие, значение которых знают только продвинутые водители, мастера автосервиса и гонщики.

 

Ещё существуют термины, о точном значении которых знают не все. Их часто путают и применяют одно вместо другого. Именно к таким относятся понятия «Управление автомобилем» и «Управляемость автомобиля». Уверен, знать точное значение этих терминов должен каждый, кто садится за руль. Заумных статей про управляемость с формулами и кучей технических терминов в интернете можно найти много. Я же попробую объяснить разницу и дать самою важную информацию простыми словами.

Управление автомобилем

Из энциклопедии. Управление транспортным средством или вождение — процесс контролирования движения транспортного средства с помощью органов управления в нём.

Иными словами:

  • Поворачиваете руль влево – машина едет влево, поворачиваете вправо – поворачивает вправо.
  • Нажимаете педаль тормоза – автомобиль начинает замедляться. Кстати, что делать при отказе тормозов рассказано в статье «Тормози, не сникерсни
  • Нажимаете на педаль газа – начинает набирать скорость.
  • Перемещаете рычаг переключения передач – переключаются передачи.

Всё просто и понятно. Однако есть один нюанс. По мере эксплуатации автомобиля изнашиваются элементы рулевой системы: рулевой механизм, рулевые наконечники, сбивается развал/схождение/кастор. На дороге эти износы проявляются в виде потяжелевшего руля, увеличения люфта рулевого механизма, появление рысканья автомобиля на скорости.

 

Если вы заметили подобные изменения в поведении автомобиля немедленно поезжайте в сервис. Так же, при каждом прохождении очередного техобслуживания просите мастера тщательно проверить все элементы рулевой системы. Это лучшая профилактика от проблем на дороге.

Управляемость

Теперь перейдём к следующему понятию, более сложному и многогранному.

Из энциклопедии. Управляемость автомобиля — это способность транспортного средства изменять или сохранять заданное водителем направление движения при минимальных затратах физической энергии.

Известно, что этому параметру конструкторы автомобильных предприятий уделяют особое внимание. Они тратят много времени на подбор различных элементов подвески, настройку параметров трансмиссии, выбор диаметра дисков, марки и размерности шин. Много месяцев испытатели проводят на полигонах, тестируя и настраивая сложную взаимосвязь элементов трансмиссии, подвески, колес на различных покрытиях, добиваясь баланса надёжной управляемости и комфорта.

Именно поэтому не рекомендуется «самопально» тюнинговать подвеску своего автомобиля, подрезать пружины, ставить «крутые» амортизаторы, диски большого размера, низкопрофильную резину и т.д. Вряд ли не специалист такими действиями сможет улучшить управляемость. А вот резко ухудшить, сделать машину опасной на высокой скорости запросто.

Поворачиваемость

Одним из важных параметров управляемости является понятие «поворачиваемость». Это очень важная характеристика во многом определяющая удобство и безопасность управления автомобилем на высоких скоростях.

Если говорить простым языком, то поворачиваемость определяет то, с какой интенсивностью автомобиль будет входить в поворот и как себя в нём вести при вращении руля на определенный угол.

Различают три основных вида поворачиваемости:

  1. Нейтральная поворачиваемость. Водитель зрительно намечает желаемую траекторию движения и соответствующе поворачивает руль. Если автомобиль чётко идёт по намеченной траектории – это и есть нейтральная поворачиваемость. Обычно конструкторы и испытатели добиваются именно её.
  2. Недостаточная поворачиваемость. Водитель зрительно наметил траекторию, повернул руль на нужный, по его мнению, угол. Однако автомобиль стремится поворачивать по более распрямлённой траектории. Такое поведение часто проявляется у переднеприводных автомобилей.
  3. Избыточная поворачиваемость. В этом случае автомобиль поворачивает более интенсивно, пытается уменьшить радиус поворота вопреки намеченному водителем. Обычно избыточную поворачиваемость любят гонщики. Часто этот режим демонстрируют заднеприводные машины.
поворачиваемость, недостаточная поворачиваемость, нейтральная поворачиваемость, избыточная поворачиваемость
Виды поворачиваемости при неизменном положении руля

Избыточная или недостаточная поворачиваемость не является неисправностью. Это одна из характеристик автомобиля заложенная конструкторами на заводе. Поэтому бороться с этим явлением не нужно. Нужно просто привыкнуть.

Проблемы

Совсем другое дело, если вы почувствовали, что по мере эксплуатации автомобиль начал менять параметры поворачиваемости. Например, стал неохотно, не так как раньше, входить в поворот, заставляет вас или поворачивать руль на больший угол, или сбрасывать газ.

Это нехороший признак, свидетельствующий о том, что возможно: изменилась геометрия подвески в силу износа элементов или удара, снизилась жесткость пружин, «сдали» или потекли амортизаторы, износились втулки стабилизаторов, сайлент-блоки или покрышки.

Даже слегка упавшее в одной или нескольких покрышках давление воздуха может сильно повлиять на то, как машина начинает рулиться. В любом случае – изменившиеся параметры управляемости серьёзный повод тщательно осмотреть машину. Обязательно проверить давление в шинах и если нужно подкачать до рекомендуемой величины. Если с колёсами всё нормально срочно обратиться в автосервис для выявления и устранения причины изменения управляемости.


«Узелки» на память:

  • Исправность рулевой системы – святое
  • Рулевую и подвеску проверяй на каждом техобслуживании
  • Изменилась управляемость – срочно в автосерсвис

Text.ru - 100.00% Защищено от копирования Copyscape

 

Расскажи друзьям

Вам может пригодиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*