Table of Contents
Самые опасные моменты движения в дождь
В первой части речь шла про начало дождя. О «мокром» обгоне и о том, что делать в сильный ливень. Во второй части поговорим о наиболее опасных ситуациях.
Лужи
- Ситуация. Незнакомая дорога со множеством луж разных размеров и форм.
- Чем опасно? Под лужами могут таиться глубокие ямы, проезд через которые чреват повреждением колес и подвески автомобиля.
- Что делать нельзя? Ехать так, как будто никаких луж нет. Считать, что все они мелкие и не опасные.
- Что делать? Если есть возможность – сесть кому-либо «на хвост». То есть двигаться за лидером. По тому, как он проезжает лужи, вы сможете судить об их опасности. Если потребуется, вовремя остановиться.
- Замечание. Двигаясь за лидером, не прижимайтесь к нему!
- Во-первых, вас будет заливать брызгами от его колёс.
- Во-вторых, если с лидером что-то случится, вы не сможете вовремя затормозить. Как говорится: «Держи дистанцию!»
- Ситуация. Вы въезжаете на высокой скорости одной стороной автомобиля (правой или левой) в Большую лужу.
- Чем опасно? Если лужа окажется глубокой (5 см. и глубже), а ваша скорость высокой, ваш автомобиль может резко развернуть в сторону лужи и вы потеряете управление.
- Что делать нельзя? Игнорировать опасность разворота.
- Что делать?
- Главное – держать крепко руль! Обеими руками.
- Если есть возможность – объезжать такие «односторонние» лужи.
- Если нет возможности объехать — желательно заранее снижать скорость.
- Ситуация. Впереди большая и глубокая лужа, которую придётся форсировать. Некоторые водители советуют проезжать такие «озёра» с разгона.
- Чем опасно? Дорогостоящим ремонтом двигателя или его полной заменой. Обычно такой способ преодоления «водной преграды» заканчивается гидроударом из-за попадания воды в цилиндры двигателя.
- Что делать нельзя? Следовать советам таких «грамотеев» и считать свой автомобиль катером.
- Что делать?
- Перед въездом в лужу снизить скорость до минимальной
- Включить первую передачу
- Форсировать лужу медленно и плавно, поддерживая обороты выше оборотов холостого хода. На минимальных оборотах ехать не стоит потому, что велик риск заглохнуть посреди лужи.
Аквапланирование
- Ситуация. Въезжая в большую лужу на слишком высокой, скорости легко попасть в большую беду, именуемую аквапланированием.
- Как определить? Внезапно руль становится «очёнь лёгким» («пустым»), как будто передние колёса оказались в воздухе.
- Чем опасно? Полной потерей управления. Из-за того, что протектор шин не успевает отводить из пятна контакта воду, колеса «всплывают» и полностью теряют сцепление с дорогой. При чем опасны как въезд в лужу, так и выезд из неё.
Замечание. Многие думают, что аквапланирование случается только на очень высокой скорости. На самом деле можно «поплыть» и на 70 км/час. А в определенной ситуации даже на 40-50 км/час. - Что делать нельзя? Считать, что лужа мелкая и не снижать скорость.
- Что делать? Если вы всё же не успели затормозить:
- Держать руль прямо
- Держать руль крепко обеими руками
- Не дёргать рулём, не пытаться его поворачивать. При аквапланировании это бесполезно и опасно на выезде из лужи
- Не пытаться тормозить тормозами! Это тоже бесполезно
- Стоит плавно отпускать педаль газа.
Обочина
При длительном дожде обочина раскисает и становится опасной. Особенно глинистая обочина. Поэтому не стоит выезжать на нее, не снижая скорости.
Если нужно съехать на обочину в дождь или вскоре после него, предварительно следует снизить скорость до минимума на асфальте. Только потом съезжать с дороги.
- Ситуация. Двигаясь по дороге, автомобиль внезапно правыми колесами попадает на раскисшую обочину.
- Чем опасно? Потерей управления, разворотом и вылетом в кювет.
- Что делать? Если соскочили с дороги, резко не тормозить.
- Руль не дёргать, держать прямо и крепко
- Плавно затормозить двигателем. Штатными тормозами эффективного торможения не получится потому, что тормозные колодки будут мокрыми и грязными
- Замедлившись, плавно выезжать
Совет. После того, как вы выбрались с грязной обочины, проехать километр на небольшой скорости, чтобы протектор шин очистился от грязи и вновь обрёл рабочие качества.
Конец дождя
- Ситуация. Дождь стихает. Водитель увеличивает скорость.
- Чем опасно? Эта ситуация не намного безопаснее, чем начало дождя.
- Что делать нельзя? Переходить на «сухой» режим движения.
- Что делать? Подождать, пока с дороги не уйдет водяная плёнка. Лучше двигаться по колеям двигающегося впереди транспорта. Они опять становятся хорошо видны. Поверхность дороги в этих колеях более сухая и чистая. Кстати, этот приём используют в гонках пилоты Формулы 1.
Вот основные особенности и опасности движения в дождь. Я специально не стал углубляться в теоретические дебри, так как обычно водителю они не интересны.
Желаю, чтобы поездки даже в сильное ненастье не доставляли вам неприятностей.
«Узелки» на память:
- Лужа опасна как мина
- «Гонка за лидером» дело правильное
- Автомобиль – не катер
- Держи руль крепко
- Обочина как болото – затягивает
- Конец дождя – не расслабляйся
Вот у нас на днях такой потоп был. Спасибо, вовремя я твою статью нашел и прочитал.
Пожалуйста! Заходите ещё.
если так ездить вообще никуда не уедешь
а если дорога пустая где взять лидера как ты пишешь?
Если машина едет, то уедете.
Если влетите в яму и убьёте подвеску или машину разобьёте — точно никуда уже не уедете.
Если нет лидера — придётся ехать осторожнее.
У меня руки устают постоянно руль держать обеими руками.
Руки не будут уставать, если руль не пытаться сжимать изо всех сил. Но хват двумя руками — это залог безопасности. Никогда нельзя предугадать, что в следующий момент на дороге случится. А экстренно работать рулём обеими руками гораздо быстрее, легче и точнее.