Table of Contents
Что нельзя и что нужно делать в гололёд?
В этой статье речь пойдёт о конкретных приёмах, позволяющих безопасно двигаться по скользкой, обледенелой дороге. Но вначале необходимо сделать важное замечание.
Запомните «как Отче наш!»
Современные автомобили получают всё больше электронных систем, помогающих водителю в самых различных ситуациях. Наиболее известны водителям:
- Антиблокировочная система тормозов (ABS).
- Система стабилизации (ESP).
- Система помощи при торможении (Brake Assist).
- и др. Описание современных систем безопасности автомобиля в статьях «Что за ABRa-KADabra?» и «Уже не ABRa-KADabra!».
Да, эти системы во многих ситуациях помогают водителю, уберегают его от последствий роковых ошибок и недостатка навыков. Однако, как у любой медали, у них имеется обратная, весьма неприятная сторона. Дело в том, что как бы они не были совершенны — электронные системы не всесильны!
У каждой есть пределы, после превышения которых они ничем не могут помочь водителю, а порой даже резко ухудшают ситуацию, лишая водителя возможности спасения. Об этом каждый должен помнить и не надеяться, что «парашют» этой электроники гарантированно ему поможет.
Точно так же водитель должен знать и помнить, что и шипованная резина не превращает гололёд в асфальт. У неё тоже есть предел, после которого следует срыв и неуправляемое движение автомобиля.
Вывод. Попав на скользкую дорогу не думайте, что электронные системы вашего автомобиля и шипованная резина полностью гарантируют безопасную езду в любой ситуации с любой скоростью.
Поэтому внимательно прочитайте и запомните то, что написано далее.
Закон № 1: Трогайся со второй!
Если летом вы не особенно задумывались о том, как тронуться с места и поехать, то гололёд скорей всего заставит вас об этом подумать. Чтобы успешно поехать по льду – трогайтесь со второй передачи. Если дорога очень скользкая, можно трогаться и с третьей. Главное в такой ситуации не допустить пробуксовки колёс на одном месте.
Закон № 2: Плавность, плавность и ещё раз плавность!
Я не устаю повторять слово «плавность» во всех статьях про движение по скользкой дороге: по снегу, по льду, по песку, по грязи, в сильный дождь. В гололёд умение делать всё плавно – золотое умение. Спешка и резкие действия рулём и педалями – гарантированный путь к аварии!
Закон № 3: Держи дистанцию!
Дистанция до впереди идущего автомобиля — ещё одна панацея на скользкой дороге, которая может гарантировать вам безопасное достижение цели вашей поездки. Запомните известную формулу определения безопасной дистанции при движении по зимним, особенно обледенелым дорогам:
«Дистанция» = «Скорость» * 2
Например, если скорость потока 40 км/час, то необходимо выдерживать дистанцию 80 метров.
- Если дистанция будет больше – это хорошо.
- Если меньше – это плохо и очень опасно!
Закон № 4: Готовься заранее!
Исходя из правил 2 и 3 можно легко вывести четвёртое важное правило: Начинайте выполнение любого манёвра заранее, учитывая запаздывание любых реакций автомобиля на скользком покрытии.
Где необходимо соблюдать это правило?
- Перед поворотами.
- Перед разворотами.
- Перед съездами с трассы.
- Перед объездом препятствий.
Всегда, прежде чем начинать манёвр, предварительно снижайте скорость до гарантированно безопасной. Тем более, если вам неизвестно какое покрытие будет в месте маневрирования. Возможно вас там ждёт лёд, который спровоцирует резкий, неуправляемый снос. Может будет чистый асфальт, выскочив на который со льда машина может перевернуться.
Внимание! Ни в коем случае не тормозите одновременно с поворотом руля! Вы легко спровоцируете снос передней оси наружу поворота. То есть вылетите в кювет или на встречку.
Если чувствуете, что скорость слишком высока и вы не сможете безопасно повернуть – лучше проезжайте мимо, развернитесь и повторите попытку на безопасной скорости.
Закон № 5: Тормози правильно!
Очень важным на скользкой дороге является умение правильно тормозить.
- Чаще всего вам потребуется умение тормозить двигателем, последовательно переключая передачи «вниз». Вообще говоря, зимой стоит в большинстве случаев тормозить именно двигателем. Советую хорошо освоить этот замечательный приём.
- Если ваш автомобиль не оборудован антипробуксовочной системой (ABS), то следует научиться импульсному торможению, которое в сущности имитирует работу этой системы. Выполняется этот приём серией быстрых, резких нажатий на педаль тормоза.
- При интенсивном торможении не следует допускать блокировки колёс. Тормозить следует импульсами, ступенчато. Нажал – отпустил, но не до конца. Постепенно усиливая нажим и уменьшая отпускание педали по мере снижения скорости.
- При резком торможении может возникнуть рыскание автомобиля. Чтобы погасить его вам потребуется точная и быстрая корректировка траектории рулём – будьте к этому готовы.
- Если в зоне возможного торможения имеются участки чистого асфальта, то основную фазу торможения следует совершать именно на них. Но тут следует помнить, что если асфальт только под колесами одной стороны автомобиля, при резком торможении его может внезапно закрутить в эту сторону.
- Чаще всего на трассах справа имеется достаточно широкая полоса обочины. Для торможения и даже более надёжного движения в сильный гололёд можно использовать её. Однажды мне пришлось ехать по такой обочине в Нижегородской области почти 70 км. от Дзержинска до Гороховца. Однако и в этом случае нужна осторожность:
- Обочина не должна быть рыхлым, глубоким сугробом.
- На обочину нельзя выезжать на высокой скорости. Снизьте скорость до минимума, а уж затем аккуратно и плавно выезжайте.
- Ещё раз повторю уже сказанное выше. Не тормозите в повороте на скользкой дороге!
Да, такой специальный приём торможения существует. Но он требует обучения и тренировки под руководством опытного инструктора. Поэтому, тормозите только с «прямым» рулём!
Заключение:
Если вы не умеете и боитесь ездить в гололёд, вы можете поступить одним из следующих способов:
Способ 1. Не ездить в гололёд.
Однако в этом случае вы никогда не научитесь безопасно ездить по скользкой дороге, не преодолеете свой страх. В итоге вы никогда не станете хорошим водителем. Ведь неожиданно попасть в гололёд можно в дальней поездке. Тогда вам понадобятся знания и навыки «скользкой езды».
Способ 2. Решить для себя, что вы обязательно должны «победить гололёд».
Для этого стоит записаться на курсы зимнего вождения, тренироваться на безопасных площадках и дорогах. Только благодаря грамотному обучению, тренировкам и практике гололёд станет для вас одним из обыденных режимов движения.
«Узелки» на память:
- Электроника не всесильна
- Плавность и дистанция = панацея
- Маневрируй с запасом
- Тормози заранее
Где ж ты был со статьей неделю назад? На улице уже тепло, откуда лед? Вот надо же, влетел на лед там, где не ожидал. Передок в хлам. Обидно очень.
Там же где и сейчас, и всегда. И статья на месте.
Вопрос не во мне.
Вопрос где были вы и почему статью эту неделей раньше не прочитали.
Сочувствую.
Не понимаю, почему трогаться с первой в гололёд нежелательно.
Потому, что крутящий момент, передаваемый на ведущие колёса будет слишком большой. То есть покрышка в пятне контакта просто начнёт проворачиваться на месте.
Естественно, со второй, как я уже писал не раз в комментариях к статье, нужно трогаться только если на первой получается пробуксовка ведущих колёс.
Если вам удаётся тронуться на первой плавно и без пробуксовки — «флаг вам в руки», трогайтесь на первой.
Два раза попадал на гололед. Два раза улетал. Один раз машину слегка помял, другой раз сильно разбил. Никак не могу понять когда скользко, когда нет. Толи скорость совсем не умею выбирать толи что. Теперь вообще боюсь зимой ездить, жду весны.
Вроде, в двух статьях я подробно описал как определить наличие льда на дороге и что делать. Если вы постоянно на льду превышаете скорость, то ответ на ваш вопрос весьма прост и состоит из двух пунктов:
1. Вы не написали, какую резину используете. Если не шипованную — поменяйте на качественную шипованную. Выбирайте из трёх лучших в следующем, октябрьском тесте журнала «Авторевю». Вот в этой статье почитайте почему.
2. Самое простое. Если не уверены в качестве покрытия, скользкое или нет, выбирайте пониженную скорость и приучите себя её контролировать. Многие водители во время поездки постепенно, незаметно для себя разгоняются. Сказывается адаптация к скорости.
То есть если любите ехать 100 км/час и на этой скорости вылетаете — снизьте до 80 км/час и постоянно, каждые 10…15 сек. бросайте взгляд на спидометр.
Не давайте себе разогнаться!
с третей трогатся сцепление сгорит нафик и все
Если правильно и плавно выполнять трогание — не сгорит.
Вообще говоря, трогание со второй, или с третьей ничем не отличаются от трогания с первой передачи. Только плавностью работы со сцеплением и газом. Важно почувствовать момент, начала работы сцепления.
Вас почитать, так вообще нужно не ездить, а ползать. Так ехать будешь не доедешь никуда.
Почему же ползать? Нормально нужно ездить. Естественно, сообразуясь с дорожными условиями. Если сильный гололёд — придётся ползти. Или… отправиться как минимум в жестянку, как максимум в морг. Вам этот вариант больше нравится?
Напомню. Те, кто сейчас в могиле лежит или в инвалидном кресле перемещается, тоже когда-то были здоровы и думали, что: «Уж со мной ничего плохого не случится…» Все без исключение такое думали. Все!
Может у нас в Украине и не бывает русской зимы, но гололед бывает часто. Благодарю за полезные советы.
Всегда пожалуйста! Заходите чаще, будут ещё полезные советы.
как трогатся со второй? не потянет же сразу движок заглохнет
Потянет. Даже слабый движок потянет.
Просто нужно научиться плавно отпускать сцепление с плавным добавлением газа.
Несколько раз попробуете и научитесь. Ничего сложного нет.